Власти Уфы должны разработать программу развития «поселков-спутников» столицы Башкирии. Такое поручение дал глава Башкирии Радий Хабиров в связи с большим количеством жалоб от местных жителей: территории Уфимской агломерации остаются плохо приспособленными для жизни. Здесь то и дело отключают воду, свет, не хватает школ, детсадов и больниц. О «больных местах» пригорода и возможных путях решения проблем в материале UFA.AIF.RU.
Ближе к природе, но без удобств.
Понятие «поселок-спутник» официально отсутствует. Так принято называть населенные пункты, которые находятся в непосредственной близости от столицы региона. В границах городского округа таких 25, за пределами Уфы — еще больше. К ним можно отнести, например, Михайловку, Нижегородку, Чесноковку и ряд других сел и деревень.
В последние годы в пригород уезжает все больше уфимцев. Собственный большой дом вместо квартиры привлекает своим пространством и экологичностью. Застройщики живо реагируют на запросы рынка. Но о качественной реализации их проектов говорить пока не приходится. Огромные объемы строительства порождают проблемы, о которых раньше не задумывались. В перенаселенных селах люди вынуждены жить с устаревшей инфраструктурой.
«В 2010 году в Шмидтово проживало 200 человек, сегодня уже около 2500. Рост более чем в 10 раз. При этом строительство продолжается, в ближайшее время будет застроено 800 новых участков. К 2030 в Шмидтово будет проживать 5000 человек. Учитывая частное строительство и количество незарегистрированных жителей, вероятно, население будет ещё больше. На данный момент инфраструктура за этой динамикой не успевает. Мы, как ребенок, который резко вырос, но одежда всё та же» — делится проблемами депутат Русско-Юрмашского сельсовета Галина Самсонова.
Переполненные школы.
Дома под Уфой часто приобретают молодые или семейные люди. Всем им уже сейчас нужны или в ближайшем будущем понадобятся школы и детские сады. По словам депутата, власти утверждают в генеральных планах строительство объектов, однако, к моменту их возведения в поселки-спутники уже прибудут новые «переселенцы». Между тем образовательные учреждения переполнены уже сейчас.
Село Федоровка находится в границах Калининского района. Школа там советской постройки и, по словам местных жителей, со времен СССР не ремонтировалась. Учреждение работает в две смены, но этого всё-равно недостаточно, чтобы принять всех желающих. Из-за переполненности в школе возникали проблемы с обслуживанием туалетов и санитарной обстановкой.
«Школа в соседней Федоровке рассчитана на три первых класса по 18−20 человек, а было 5−6 классов по 30 учеников. Отопления в ней толком нет. Дети сидят в одежде. Учителей не хватает. Из-за этого своих детей мы перевели в уфимскую школу. Пытались устроить в Нагаево, но школы тоже переполнены», — рассказывает жительница Карпово Анастасия Масальская.
Темная история.
Перебои с электричеством — еще одна большая проблема. Оповещение об авариях налажено не везде. Отключения могут длиться сутками. В морозную погоду такое положение становится настоящим ЧП для местных жителей. Только в одном Нагаево в первой половине зимы 2022−2023 гг. зафиксировали 34 случая аварийного отключения электричества. Источники проблем все те же — недобросовестные застройщики и старое оборудование.
Застройщики делают так: выкупают целое поле и заявляют на присоединение к электросетям единым участком, пояснил глава администрации Уфимского района Вилорий Угаров. После подключения землю размежевывают и продают частным лицам. В итоге на каждого владельца получается меньше мощности, чем необходимо. Делается это для обхода законодательства в части различных согласований и установки трансформаторного оборудования. До заселения, при осмотре жилья все, конечно, работает, но когда собственники въезжают в дома, электричества хватает порой лишь на чайник или стиральную машинку.
«Когда мы рассматриваем документы застройщика для выдачи разрешения на строительство, мы согласуем их с юристами и другими службами на предмет тех мощностей, которых хватает для обеспечения электроэнергией, — прокомментировал Вилорий Угаров. — Но есть такие застройщики, которые уходят от норм права. Например, статья 11 Земельного кодекса, гласит, что выдача разрешения на строительство возможна только после утверждения проекта планировки и межевания территории, что многими застройщиками не делается. В результате получается непросчитанная нагрузка на существующие сети».
Кое-что для решения этой проблемы уже предпринято. В упомянутом Нагаево два трансформатора заменят на модели в 2,5 раза мощнее. Новая подстанция «Алаторка» заработает в Иглинском районе, где электросети были протянуты ещё в 70-е годы прошлого века. На 2024 год запланировано строительство новой подстанции в Уфимском районе.
Во многих поселках также недостаточное уличное освещение. Фонари стоят на центральных улицах, но по сторонам от них жители передвигаются на свой страх и риск. Установка освещения входит в зону ответственности муниципальных властей. Там, где не хватает денег и содействия муниципалитета, люди пытаются решить проблему самостоятельно. Однако это становится проблемой для компаний, обслуживающих электросети. Такие фонари в итоге отключают. Причины — нарушение целостности проводки, риск плавления проводов, опасность работы с электричеством для неподготовленных граждан, а также воровство электроэнергии.
«В соответствии с действующим законодательством использование чужого имущества допустимо только с согласия собственника. Для этого муниципалитетам необходимо заключить договоры об аренде опор ЛЭП и о технологическом присоединении к электрическим сетям с ООО “Башкирэнерго” как с собственником ЛЭП и договор о потреблении электроэнергии с ООО “ЭСКБ” как с компанией, осуществляющей сбыт электроэнергии, — поясняет руководитель пресс-службы “Башкирэнерго” Марат Бикбаев. — В связи с тем, что данные договоры не были заключены, и для освещения улиц электроэнергия фактически похищалась, уличные светильники в некоторых местах были отключены. Кроме того, выяснилось, что они были смонтированы на опорах линии электропередачи с нарушением технических требований, что в недалеком будущем неминуемо привело бы к аварийным отключениям и срыву энергоснабжения населенных пунктов».
Сколько воды утекло.
В жару летом жители пригорода зачастую остаются еще и без воды. С такой проблемой столкнулись, например, жители многоэтажных домов в Михайловке. После полного заселения новостроек нагрузка на сети резко возросла, напор стал очень слабый. Сильные перепады температур, мороз или жара, и вовсе приводят к прекращению подачи воды.
«Отключают воду периодически, без предупреждения. В восьмиэтажке на 6−8 этажи вода вообще поднимается плохо. Другие жильцы живут в пятиэтажках, у них тоже проблемы с напором. Бывает, в коттеджах есть вода с минимальным напором, но мы в квартирах сидим без воды. Когда приобрели жилье, воду отключали только с предупреждением, дабы что-то починить подправить, как и бывает перед летом у всех жильцов в квартирах. Не критично. Как все заселились, начался этот ужас», — пожаловалась жительница Михайловки Алина Красовская (имя и фамилия изменены).
В некоторых поселках вообще нет центрального водоснабжения. Старая частная застройка препятствует прокладке водопровода. И местные жители говорят, что уже привыкли качать воду из колонок. Такая ситуация, например, в Карпово, Шмидтово, Шамонино.
Дальняя дорога.
На постоянные проблемы с пригородным общественным транспортом обращал внимание даже глава республики. После замечаний Хабирова министр транспорта Башкирии Александр Клебанов отчитался о снижении интервалов ожидания автобусов до 20−30 минут. «Раньше было везде 40 минут, сейчас — максимум 30 минут, а в среднем 20 минут по всем маршрутам. Дополнительную технику получили и получают еще», — сообщил чиновник.
Тем не менее в комментариях местные жители по-прежнему пишут, что всё не так однозначно. Так, на юге Октябрьского и Калининского районов автобусы по-прежнему могут ходить вразнобой, без соблюдения графика. На это накладывается высокая стоимость проезда. Местные жители задаются вопросом, почему тарифы у них уфимские, а плата за проезд пригородная?
«До Уфы стоит доехать 70 рублей. В городе нужно пересаживаться. Затем также возвращаться в Карпово. На одного человека поездка туда-обратно обходится в 200−250 ₽ За месяц набегает значительная сумма. А если в Уфу ездит целая семья? Почему к аэропорту ходят пустые автобусы, по уфимской цене и с нормальным графиком, и это рентабельно, а у нас нет? Мы также являемся районом Уфы», — пишет местная жительница.
В мэрии Уфы пояснили, что на данный момент развитие агломерации осуществляется на основе генерального плана. Реализация разделена на два этапа — до 2032-го и 2042 года. Как отмечают в мэрии, разработка программы развития поселков-спутников потребует определенного времени и детальной проработки профильными специалистами. Ориентировочную дату, когда будет готов документ, чиновники не называют.
Комментарии.
Депутат госсобрания Башкирии от партии ЛДПР Вячеслав Рябов:
«Властям города необходимо найти подход к крупным застройщикам, занятым в сфере индивидуального жилищного строительства, и договориться об условиях реализации их проектов. Например, строительство инженерных сетей с большим запасом мощности там, где отсутствует, например, газификация, и в зимний период идет большая нагрузка на электросетевые подстанции, чтобы исключить повторения отключения света. Если об этом не позаботятся, существующие проблемы будут вновь возникать при освоении новых территорий.
Что касается социальных объектов, это очень сложный вопрос. Каждый вновь введенный в эксплуатацию социальный объект ложится на расходную часть республиканского бюджета. Его содержание, плата работникам, а также иные расходы. При этом существует огромная проблема кадрового обеспечения социальных объектов, в основном, конечно, из-за низкой заработной платы, отсутствия престижа профессии и колоссальной нагрузки на сотрудников».
Рустам Хафизов, член комитета госсобрания по жилищной политике, депутат от КПРФ:
«Все технологические решения проблем водоснабжения существуют. Нужны значительные инвестиции, которых на уровне города и республики нет. Для того, чтобы получить федеральные средства необходимо участвовать в федеральных программах. Нужно составить проект, вовремя его подать и защитить. Это требует от властей республики ума и расторопности, которых они часто не проявляют. Далее возникает уже иная проблема — после получения денег условия торгов пытаются подгонять под конкретных крупных подрядчиков. Они могут не иметь нужных компетенций или даже находиться в другом регионе. Затем такие компании нанимают субподрядчиков и до людей, “работающих на земле”, деньги опять не доходят.
На мой взгляд, решение проблем лежит в системной работе. Нужно выстраивать эффективную вертикаль власти, привлекать грамотных специалистов, и, наконец, поддерживать подрядчиков из числа малых и средних предприятий, которые работают и платят налоги в республике».