Роспотребнадзор Ростовской области поручил донскому Минздраву проверить, сколько жителей региона вакцинированы от дифтерии, и довести уровень привитых до 95 процентов. Почему именно такие цифры, стоит ли дончанам бояться опасного заболевания, от которого меньше века назад массово умирали дети и взрослые? Как распознать симптомы грозного недуга и как обезопасить себя и своих близких от него, читателям «КП — Ростов-на-Дону» рассказала врач-педиатр и нефролог Яна Поповичева.
ВЫСОКАЯ СМЕРТНОСТЬ, ТЯЖЕЛЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ.
Сегодня обыватели могут даже не знать о симптомах дифтерии — болезни, о которой благодаря медицине мы забыли на десятки лет.
— Опасна эта болезнь тем, что передается воздушно-капельным путем при тесном контакте, имела высокую смертность, особенно среди детей до 15 лет, — рассказывает Яна Поповичева. — По определенным источникам, после введения коллективной вакцинации в 1930−40-е годы заболеваемость во всем мире снизилась со 100 тысяч случаев в год до восьми тысяч. И чем выше был охват вакцинацией, тем меньше случаев заболевания встречалось.
Если болезнь удавалось победить, она угрожала осложнениями.
— Дифтерийный токсин может привести к токсическому поражению сердца — миокардиту, поражению сосудов, нервной системы и почечной недостаточности, — продолжает доктор. — Среди осложнений — поражения челюстно-мышечных нервов, парезы и мягкие параличи мягкого неба и другие нарушения.
НЕ ОТЛИЧИШЬ ОТ ОБЫЧНОЙ ПРОСТУДЫ.
Причем поначалу смертельно опасную болезнь не отличишь от обычной простуды.
— Это инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем, в основном, когда мы говорим о самом распространенном варианте течения — в ротоглотке. Он характеризуется поражением ротоглотки, миндалин, развитием воспаления с налетом серо-белого цвета на месте внедрения возбудителя, — поясняет врач. — Реже встречается локализация в носу, глазах, на коже и половых органах.
Все начинается как и при любой инфекционной болезни, но постепенно появляются и характерные симптомы.
— Начинается болезнь с лихорадки, когда температура 38−39 градусов, головной боли, интоксикации организма, увеличения шейных подчелюстных лимфоузлов, боли при глотании, отечности миндалин и плотного серо-белого налета, — перечисляет врач. — При локализованных формах дифтерии налет не выходит за небные миндалины.
ИНФЕКЦИЮ ПОБЕЖДАЕТ ВАКЦИНАЦИЯ.
Лечат больных с дифтерией только в стационаре с изоляцией.
— Борются с самой инфекцией, купируют симптомы, чтобы облегчить состояние пациента, и купируют потенциальные осложнения. При тяжелых формах вводится противодифтерийная антитоксическая сыворотка.
Так почему сегодня мы так мало слышим о дифтерии?
— Потому что еще в прошлом веке ее хорошо купировали за счет создания коллективного иммунитета при вакцинации, — объясняет Яна Поповичева. — И оставались лишь редкие случаи у кочующего населения, мигрантов, путешественников, в странах, где нет иммунизации от дифтерии.
НЕПРИВИТЫЕ НЕ БОЛЕЮТ, ПОКА ВОКРУГ МНОГО ВАКЦИНИРОВАННЫХ.
Единственная защита от заболевания, которое раньше десятками тысяч отнимало жизни у взрослых и особенно детей, — вакцинация. Поэтому ответственные структуры и проводят «ревизию» по количеству привитых.
— 95 процентов — это оптимальное количество привитого населения. Потому что всегда есть люди, которые по объективным причинам вакцинироваться не могут, — мы говорим об истинных медотводах, а не о простом «не хочу» или антипрививочниках, — объясняет специалист. — Те же непривитые не болеют сейчас за счет большой иммунной прослойки привитых. Отказ от прививок и уменьшение иммунной прослойки может привести к катастрофе среди непривитых.
Вакцинацию от дифтерии начинают еще с трехмесячного возраста вместе с вакцинами от коклюша и столбняка. Ревакцинацию дети проходят в 4−7 лет и 9−15. Взрослым необходима ревакцинация раз в десять лет, начиная с введения последней дозы, введенной в детстве.
— Даже, если не помните, когда в последний раз прошли вакцинацию от дифтерии, можете обратиться к терапевту, а детей отвести к педиатру. Специалист, исходя из имеющихся данных, сориентирует по срокам и определит курс вакцинации, — рекомендует Яна Поповичева.