Что из себя представляет боевой вертолет Ми-24
МИ-24 — это первая в СССР многоцелевая боевая машина с убираемым шасси и массой иных модификаций. В разных версиях вертолет поставлялся в более чем 50 государств, он участвовал во множестве военных конфликтов.

История создания вертолета Ми-24, известного как «Крокодил»
В 1968 году в ОКБ М. Л. Миля приступили к разработке новой боевой машины под кодовым названием В-24. Конструкторы активно использовали зарекомендовавшие себя на Ми-8 и Ми-14 узлы, и уже через год испытатель Герман Алферов сел за штурвал опытного Ми-24.
Михаил Миль, глава института, умер в 1970 году, так и не увидев свое детище во всей его красе. Первые серийные модели вертолета стали поступать в армию ССР уже через год.
Конструкция вертолета Ми-24
В качестве основы для боевой машины выбрали одновинтовую схему с рулевым винтом, парой двигателей газотурбинного типа, регулируемым шасси и крылом для лучшей аэродинамики.
В передней части конструкторы расположили кабину оператора и летчика. От стрелкового оружия и осколков их защищало лобовое бронестекло.
Центральная часть отдали под грузовой отсек для багажа и транспортировки личного состава. С каждой стороны — по два окна, через которые солдаты могли вести круговую оборону. Для транспортировки последних предусмотрены восемь сидений складного типа, расположенные вдоль корпуса.
На каждом Ми-24 устанавливали пять баков с суммарным объемом в 2130 л. При перегоночных полетах под крылом часто навешивали еще 2—4 резервуара объемом в 450 л каждый.
Технические характеристики вертолета Ми-24 (таблица)
В советское время технические и летные характеристики Ми-24 были засекречены, но сегодня завесу тайны чуть приоткрыли.
Скорость полета | Предельная — 320 км/ч, крейсерская — 264 км/ч. |
Дальность | 595 км в боевом состоянии и 1000 км в перегоночном |
Мощность двигателя | Суммарно — 4450 л/с от двух двигателей ТВЗ-117В |
Динамический потолок | 4,6 км |
Максимальная взлетная масса | 11500 кг |
Вооружение вертолета Ми-24
На вертолет устанавливалось разное вооружение — в зависимости от модификации. Стоит отметить:
- управляемые ракетные комплексы «Штурм-В»;
- неуправляемые ракеты С-24Б и С-5;
- контейнеры КМГУ-2 для воздушного минирования, включая противотанковые, противопехотные и осколочные средства;
- стрелково-пушечное вооружение по типу пулеметной установки УСПУ-24, крупнокалиберный ЯкБ-12.7, пушку ГШ-23Л;
- ракеты «воздух-воздух» серий Р-60М, 9М220О.
Вертолет также способен нести бомбовое вооружение калибром до полутонны.
Модификации вертолета Ми-24
Для повышения управляемости, усиления бортового вооружения, защиты от огня ПВО и управляемых ракет ударный вертолет Ми-24 неоднократно модернизировали.
1. 24А — первая модель ударного вертолета, ушедшая в серию.
2. 24Б — машина получила новый пулемет и ракетные комплексы с полуавтоматическим наведением.
3. 24Д — экипаж получил модернизированные кабины, обзор и повышенную управляемость.
4. 24В — более усиленная модификация с восемью сверхзвуковыми ракетами.
Всего изготовили более 3500 вертолетов всех модификаций.
Применение вертолета Ми-24 в боевых действиях
Отечественные летчики на ударных МИ-24 участвовали во многих крупных вооруженных конфликтах второй половины XX века. Среди них:
- эфиопско-сомалийская война;
- афганский конфликт;
- иракско-иранская война;
- ливанская война;
- чеченский конфликт;
- война в Северной Осетии.
Ми-24 также активно использовали в боевых действиях на территориях Приднестровья, Сирии, Африки и Донбасса.
Интересные факты о вертолете Ми-24
Ниже собрали несколько интересных фактов о советской боевой машине.
Ми-24 — мировой рекордсмен по скорости полета среди вертолетов до 1986 года.
Этот вертолет — первая в советской истории боевая машины подобного класса с убирающимся шасси.
Модификация Ми-24 с повышенной защитой от радиации участвовала в ликвидации аварии на ЧАЭС.
Облегченная версия Ми-24 под управлением женского дуэта в 1975 году установила мировые рекорды по скороподъемности и крейсерской скорости.