Что случилось?
Белоруссия закупила 160 тысяч тонн российской нефти через посредников — с перевалкой в Литве. «Нефть российская, но брали у трейдеров, без премии. Учитывали короткое время поставки», — говорится в сообщении государственного концерна «Белнефтехим», на которое ссылается агентство «БелТа». Сумма сделки не называется. Известно только, что танкеры с «черным золотом» прибудут в литовскую Клайпеду в марте.
Минск импортирует российское сырье через посредников, потому что не может договориться с Москвой о новых условиях поставки и прокачки нефти. РФ всегда играла роль основного поставщика углеводородов в Белоруссию, а Белоруссия всегда играла роль важного транзитера российских углеводородов на Запад.
Сколько нефти Россия поставляет в Белоруссию?
Последние годы Минск стабильно закупает у Москвы более 20 миллионов тонн нефти. По соглашению между двумя странами, в этом году республика должна получить 24 миллиона тонн нефти.
На каких условиях Россия продает нефть Белоруссии?
До 2019 года Белоруссия покупала российскую нефть беспошлинно — мера беспрецедентная. Но с прошлого года в РФ изменилась налоговая политика: начался процесс постепенного обнуления экспортных пошлин (на 5% в год). Зато увеличивается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Закончится налоговый маневр в 2024 году — тогда налогами будет облагаться вся добываемая в России нефть. Это дополнительная нагрузка для нефтедобывающих предприятий (и для обычных потребителей тоже), поэтому правительство разработало «демпфирующую надбавку» — нефтяники будут получать бюджетные субсидии.
Через четыре года российские цены «черное золото» для Белоруссии приблизятся к мировым. Отметим, что Москва обещала Минску компенсировать потери от налогового маневра — в размере до 1,5 миллиарда долларов.
Почему налоговый маневр не устраивает Минск?
Несмотря на обещание России выделить субсидию, в Белоруссии «налоговым маневром» недовольны. «Ввели этот налоговый маневр. Это значит, что наши нефтеперерабатывающие заводы оказались в невыгодном положении по сравнению с их заводами. Нас подводят к мировой цене. На что я публично в Питере в последний раз сказал: “Раз так, тогда мы вынуждены будем закупать с рынка нефть”», — говорил ранее президент республики Александр Лукашенко.
По его подсчетам,
Кстати, как сообщил Лукашенко, президент России Владимир Путин в телефонном разговоре пообещал компенсировать Минску потери от снижения экспортных пошлин. «Если мы получали в прошлом году от пошлины 1 миллиард долларов, допустим, а в этом году за счет снижения этой самой пошлины получим 700 миллионов долларов. Путин сказал: мы 300 миллионов долларов компенсируем», — цитирует белорусского лидера БелТа.
Лукашенко поручил правительству проанализировать финансовые стороны предложения Владимира Путина. Но признался, что это не имеет особого значения, потому что не согласиться с предложением не может — иного варианта у Белоруссии пока нет.
Сколько Белоруссия платит за российскую нефть?
В прошлом году белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получали российское сырье на 13 — 15 долларов дешевле, чем оно стоило на мировых рынках.
В любом случае до 2024 года стоимость нефти из РФ будет ниже топлива из любой другой страны. «В абсолютных цифрах по декабрю 2019 года разница между мировой ценой на российскую Urals и беспошлинной, получаемой республикой, составила примерно 90 долларов за тонну (средняя цена — 64,5 доллара за баррель или примерно 470 долларов за тонну, без таможенной пошлины для белорусов нефть обходилась в 379 долларов за тонну)», — приводит подсчеты эксперт Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин.
Сколько российской нефти прокачивает Белоруссия?
Через территорию Белоруссии проходит три ветки трубопровода «Дружба», построенного еще в советские годы. По этому нефтепроводу прокачивается 70 миллионов российской нефти, предназначенной для европейских потребителей.
Кстати, две трубы «Дружбы» принадлежат Белоруссии.
А сколько российской нефти Минск «перепродает» на Запад?
После переработки российского сырья, 6 миллионов тонн нефтепродуктов Белоруссия продает на Запад по так называемой процедуре «перетаможки». Экспортные пошлины от этих объемов идут в бюджет республики как способ субсидирования цен для нее на российский газ.
Елена Трегубова