Цели отнимать собственность иностранных инвесторов у России нет, заявил председатель ВЭБ. РФ Игорь Шувалов. По его мнению, слово «национализация» употребили, «чтобы использовать не правовой термин, а какой-то более сильный и хлесткий, с целью произвести эффект». «Но, насколько я понимаю ход дискуссии, ни о какой национализации разговора нет», — уточнил он.
Вкратце: законопроект прописывает, в каких иностранных компаниях и при каких обстоятельствах российские власти могут вводить внешнее управление. В то время как национализация — это переход собственности из частной в государственную.
Один из авторов законопроекта — заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев пояснил, что речь идет не о национализации активов, а об их управлении:
Мы не действуем как Европа, где без всяких судов и законов стали отбирать у российских граждан собственность, ни в коем случае не идем по пути национализации. Мы идем на введение управления этими активами, чтобы деятельность продолжалась.
Конечно, российские власти не могут просто не реагировать и пустить ситуацию на самотек, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Но при этом подчеркнула: «Мы не должны принимать решения в ущерб своей экономике, мы не должны забивать гол в свои ворота, это было бы неумно. Поэтому мы будем действовать аккуратно, в своих национальных интересах, не навредив национальной экономике».
Она тоже отметила, что в законопроекте о внешней администрации не идет речь о национализации. Ранее она также выступала против этой идеи и отмечала, что многие иностранные компании вынуждены были уйти под «мощнейшим давлением и угрозами со стороны США».