Путешествуем по России | Астрахань
Астрахань не часто рассматривают как самостоятельное туристическое направление: обычно это перевалочный пункт для тех, кого интересует рыбалка в дельте Волги и просмотр лотосовых полей там же, или место, где можно купить осетрину и «настоящий» арбуз. Меж тем это потрясающий и удивительный город, стоящий на перекрестке дорог, наций и культур. И пусть не все его достопримечательности очевидны и не все в идеальном состоянии (будьте готовы к ветхому виду многих памятников архитектуры), но тем интереснее их выискивать и узнавать, какая история стоит за каждым.
Впрочем, путеводитель вам может и не понадобиться — порой надо просто встать напротив понравившегося здания и посмотреть на него с интересом: рядом обязательно окажется человек, который расскажет вам о нем. Пусть не со стопроцентной достоверностью, но с большой любовью.
Справка
Что посмотреть: Кремль, Белый город, набережная Волги, национальные слободы, аутентичные дворики.
Куда сходить: краеведческий музей, картинная галерея им. П.М. Догадина, дом-музей Велимира Хлебникова, музей истории Астрахани в доме отца Ленина, театр оперы и балета, драматический театр, городские рынки: Больший Исады, Татар-базар, Рыбный.
Что поесть: уха из окуня, судака и осетра, судак кусочками в кляре, жареная вобла, пирожки-пельмени с рыбой, щучья икра, татарские пироги кайнары, арбуз (без него никак!).
Что привезти: копия сарматских украшений, копченая рыба и балык, икра (не забудьте взять чек при покупке), уникальные сувениры из рыбьей кожи, одеяло из верблюжьей шерсти, варенье из арбузных корок или томатный джем.
Сколько времени потратить: не меньше двух дней.
Кремль
Зеленый ухоженный парк, множество музеев, уникальная архитектура и история на каждом шагу – все это Астраханский кремль, равнобедренным треугольником раскинувшийся в центре города. Место, которое стоит посетить не «для галочки», а вдумчиво.
Самый южный из всех российских кремлей начали возводить в камне в 1582 году московские мастера. Любопытно, что стены и башни строили на основе татарской плинфы – тонкого, но прочного кирпича с развалин столицы Золотой Орды.
Кремль
Окружают Кремль мощные стены (местами до 5 метров в толщину), увенчанные «ласточкиными хвостами» по аналогии с Кремлем московским, и семь башен. Самые эффектные постройки на его территории – пятикупольный Успенский собор начала XVIII века в стиле московского барокко, уникальный тем, что он соединен с Лобным местом, и его более юная спутница – Пречистенская надвратная 80-метровая колокольня, построенная в 1903-1910 гг. Если вам кажется, что колокольня наклонена – вам не кажется: при строительстве грунт дал усадку.
Астраханское биржевое ведомство
На Стрелке – в месте впадения реки Кутум в Волгу – стоит шикарный дом-пароход с высокой башней-трубой. Его, взамен деревянного, возвели в 1910 году как новое здание торгово-промышленной биржи в актуальном на тот момент стиле модерн с элементами только зарождающегося конструктивизма. Спасибо за него архитектору Виктору Вальдовскому-Варганеку, многие астраханские постройки которого дожили до наших дней.
В советское время это знаковое строение много раз меняло функционал: от Главкаспрыбпрома до столовой, но с 1964 года стало дворцом бракосочетаний. Сегодня не обязательно жениться, чтобы посетить бывшую биржу: можно записаться на экскурсию.
Никольская улица
Астрахань парадную, нарядную, в лучшем смысле «петербургскую» (да не обидятся астраханцы) можно найти на улице Никольская и ее окрестностях. Доходные купеческие дома, банковские здания, рестораны – разглядывать хочется каждое здание, и отдельно – чугунное кружево их балконов.
Один конец улицы упирается в Кремль, другой – в Волгу. В советское время она носила имя Розы Люксембург, поэтому многие местные жители до сих пор называют Никольскую «Розочкой». Кстати, возможно, вы уже встречали «Розочку» – в фильме Гайдая «Не может быть!».
Белый город
Одно из самых заметных зданий в южной части Белого города – эклектичный особняк конца XIX века, где размещались роскошная кондитерская и квартиры владельцев торгового дома «К.А. Шарлау с сыновьями». Хозяева прусского происхождения занимались производством шоколада всех видов. Фасад здания пышно декорирован (после постройки его упрекали в безвкусице за излишне пышногрудных кариатид), а на крыше расположена смотровая площадка.
В советское время здесь назначение помещения не менялось: было то кафе, то столовая, то кофейня. Сейчас это ресторан, взявший себе историческое имя «Шарлау».
Персидское подворье
Двухэтажный дом с мезонином на улице Советской, возможно, и не привлечет ваше внимание: классическое здание без особого декора. Но стоит нырнуть в ворота – откроется необычайное зрелище – настоящий Восток. В квадратный замкнутый двор выходят галереи, украшенные рядами арок. Это Персидское торговое подворье или караван-сарай. Дом был построен на средства персидского купца Аджи Усейнова в середине XIX века, семья которого оставила значительный след и в торговой, и в социальной жизни Астрахани.
Персидское подворье
На первом этаже дома располагались лавки, в подвалах – склады, на втором этаже – жилые комнаты, а в мезонине, обращенном на юг, было помещение для молитв. Сегодня здесь – по-прежнему – магазины и жилье. Само здание является объектом культурного наследия, однако жильцам памятника архитектуры непросто – здание требует ремонта, самостоятельно его провести не разрешают, но и деньги из бюджета не выделяют.
И хотя персов здесь уже почти 100 лет нет (в конце 30-х они были депортированы), вид двора переносит нас в прошлое: поскрипывают старые деревянные лестницы, то тут, то там лежат сонные коты, а в арках развевается на ветру сохнущее белье.
Дом купца Тетюшинова
Типовой проект избы дополнили просторными двухъярусными галереями по трем сторонам – так 150 с лишним лет назад появился необычный дом для купца Тетюшинова, предпринимателя в области судостроения и логистики, уважаемого в Астрахани человека.
К началу XXI века здание пришло в аварийном состоянии, но реставрация успела его спасти. Хотя и пришлось заменить многое (оригинальными остались сам сруб, перекрытия, мощные колонны из мореного дуба на веранде да кафельные печи), визуально и по планировкам он точно такой, каким был при Тетюшинове. Резьбу воссоздавали заново по оригинальным сохранившемся фрагментам. Сами фрагменты выставлены на галерее для обозрения.
Дом купца Тетюшинова
Пожалуй, это тот момент, когда стоит взять экскурсию, даже если вы пришли один. Дом купца Тетюшинова интересен не только экстерьером и интерьерами, но и удивительными историями, связанными с его обитателями. Так вы узнаете об эмансипированной жене купца Глафире, писавшей театральные рецензии, переводившей на русский приключенческие книги и детские сказки (кстати, ее перевод работы психиатра Ломброзо публикуется до сих пор!) и сбежавшей из дома с молодым просветителем-математиком; о девочке-подкидыше, ставшей наследницей; об обнаруженном в соседском доме оригинале Да Винчи…
Также в доме Тетюшинова устраивают костюмированные интерактивные экскурсии, музыкальные фольклорные мероприятия, мастер-классы и традиционные русские чаепития на веранде.
Бутылочный дом
В 1930 году жильцы въехали в один из самых интересных астраханских домов XX века. Официальное его название – «Здание первых советских пятилеток», но куда чаще его называют просто «Дом с бутылками». Автор проекта – архитектор Николай Миловидов, работавший в Астрахани и до, и после революции; судьба его закончилась трагически в 1938 году.
Конструктивизму украшательство не было свойственно, а тут – не просто декор, а выложенный из… битых стеклянных бутылок. Впрочем, если обойти дом со всех сторон, можно найти и другие примечательные детали: оригинальную расстекловку окон, круглые окна-звезды, декоративные цветы на балконах и девичий виноград, оплетающий стены дома со двора.
Красная набережная
И хотя Красную набережную трудно назвать облагороженной, прогуляться по ней приятно – густые деревья и городские дореволюционные особняки способствуют: до революции построить усадьбу с видом на реку Кутум было делом престижным.
На набережной особо выделяются два здания: дом Будагова и дом Шелехова, оба начала XX века. Похоже, что одному хозяину явно хотелось переплюнуть соседа, построив более эффектное жилье.
Сейчас в доме Будагова – центр планирования семьи, а дом икорного миллионера Шелехова занимает медицинская клиника. Медучреждения были в нем в послереволюционный период всегда: по легенде единственная дочь Шелехова Мария умерла от чахотки, поэтому купец завещал устроить в своем доме тубдиспансер, а призрак девушки еще долго пугал больных учреждения. Однако историческую правду недавно установили: от туберкулеза Мария не умирала, а прожила долгую и насыщенную жизнь в Южной Америке.
Железнодорожный вокзал
Любители модернизма оценят новое, построенное к 1972 году, здание вокзала из стекла и бетона, а пассажиров и туристов с детьми порадует небольшой зооуголок прямо в вестибюле. Главное, не пропустить по большей части сохранившееся первое здание вокзала: его построили в 1908 году в псевдомавританском стиле (куполообразная крыша и стрельчатые окна прилагаются). Поставили его поперек путей: на тот момент это была конечная станция. Однако в 1942 году началось строительство железнодорожной ветки в сторону Кавказа, и старый вокзал пришлось частично снести.
Национальные слободы за каналом
Минимум пару часов стоит отвести на то, чтобы попетлять по улочкам за каналом Варвация – по кварталам, сохранившим названия бывших слобод: Татарской, Агрыжанской (агрыжанцами назвали метисов индусов и татарок), Армянской и Персидской. В основном, это частный сектор, местами сохранивший самобытность, и памятники архитектуры былого времени – не все признанные и все в разной степени благополучные.
Кстати, не пугайтесь, если не найдете на карте набережную Варвация – ей не вернули историческое название, сегодня вдоль канала проходит улица с советским названием «Набережная 1 мая».
Прогулку можно начать от известного городского рынка Татар-Базар и пройти от него по переулку Котовского до пересечения с Волжской улицей. В этой точке вам откроются и церковь Иоанна Златоуста начала XIX века, и сохранившаяся булыжная мостовая, и бывшая пожарная каланча – старейшая в Астрахани. Вид ее весьма удручает, при том, что сейчас в квартирах внутри живут люди.
Мечети Астрахани
По дороге вы сможете увидеть большинство из сохранившихся мечетей Астрахани: Белую мечеть 1810 года, восстановленную из руин Черную мечеть 1816 года, Центральную (она же Красная, она же Казанская) мечеть конца XIX века и шиитскую мечеть Бакы (Бакинскую).
Драматичнее всего выглядит изображенная на фото Персидская мечеть. Ее построили для персов-шиитов в 1859 году. Мечеть имела большой купол и четыре минарета по углам. В 1939 году ее отдали под цех швейной фабрики, изуродовавшей культовое сооружение. Сейчас Персидская мечеть стоит заколоченной и ждет, когда до нее смогут добраться реставрационные работы.
Дом пастора
Одно из самых интересных зданий на улице Казанской в районе Армянской слободы (дом 102А) — дом пастора церкви во имя Иисуса евангелическо-лютеранского исповедания. Деревянная постройка в неоготическом стиле была освящена в 1893 году. Памятник архитектуры выглядит грустно и заброшенно, но на самом деле он обитаем: здание вернули Астраханской немецкой общине. Однако пока финансовых возможностей отреставрировать дом пастора у нее нет.
К ансамблю Евангелическо-Лютеранской церкви относится и двухэтажное кирпичное здание слева от пастората — это была церковно-приходская школа. В советское время здание национализировали. Об одном из последующих назначений школы говорят ужасающие деревянные буквы на фасаде: «НКВД детприемник».
Астраханская лютеранская кирха
С виду может показаться, что это обычный жилой дом, непонятно по какой причине попавший в наш список. Внимательный турист разглядит на доме табличку, сообщающую, что здесь жил Владимир Меньшов (режиссер провел в городе детство и юность, успел поработать в Астраханском драматическом театре). Однако, еще более внимательный турист обойдет дом и заметит пятигранный выступ на заднем фасаде. Если вспомнить, что рядом находится пасторат, то все встает на свои места: когда-то этот дом был кирхой лютеранской общины (ее построили в 1888-1892 гг.), а странный выступ – апсидой: наверное, теперь уже единственным следом когда-то религиозной постройки.
В сети без труда можно найти фотографии кирхи до реконструкции и сравнить ее с нынешним видом здания. Впрочем, для советского времени такие перестройки были делом, увы, обыденным.
Владимирский собор
Кафедральный собор равноапостольного князя Владимира воздвигли на рубеже XIX и XX веков как памятник в честь 900-летия крещения Руси. Своим «византийским» обликом храм обязан архитектору Василию Косякову, любителю этого стиля, который также построил Морской собор в Кронштадте.
Деньги на храм собирали всем городом – участвовали все слои населения. Поставили его сознательно на границе с татарской слободой, дабы привлекать иноверцев к православию.
Владимирский собор
Интересно, что по городской легенде именно татары спасли храм от разрушения в 30-е годы – они работали на стройке собора, прикипели к своему детищу и поэтому отправились делегацией в Москву просить Калинина сохранить здание.
А в 60-е, когда власти вернулись к идее взорвать храм, татары окружили его живым кольцом и вновь отстояли. Поэтому к нашему времени Владимирский собор пришел, хоть и без внутреннего убранства, но целым, даже с куполами – вплоть до 1999 года он работал… автовокзалом. Сейчас храм возвращен церкви, действует, но реставрационные работы еще не закончены.
Триумфальная арка
Современное туристическое место, где дети купаются в фонтанах, а молодожены делают нарядные свадебные снимки. Триумфальную арку на проспекте Губернатора Гужвина возвели в 2017 году к 300-летию Астраханской губернии. Железобетонная конструкция облицована иранским мрамором и карельским гранитом и декорирована чугунными барельефами.
Любителей старины она вряд ли сможет заинтересовать, однако любопытная предыстория все же имеется. В 1871 году к приезду в Астрахань императора Александра II у 17-го причала, тогда носившего название пристань «Кавказ и Меркурий», возвели ажурную деревянную арку. Причем известно, что в ее строительстве принимал участие столяр-краснодеревщик Максим Пешков, отец писателя Горького. В 30-е годы эту арку заменила другая, тоже деревянная, но более строгого облика, округлая арка, которая продержалась дольше и даже попала в кинокартину «Мой друг Иван Лапшин» (1984 г.), т.к. хорошо отражала эпоху из фильма.
Нынешняя триумфальная арка – реверанс той первой «императорской» арке. На прежнем месте ее возвести уже технически было невозможно, поэтому стоит она дальше от набережной, предваряя прогулочную зону, ведущую к Волге и памятнику Петру I.
Микрорайон «Десятка»
Чтобы увидеть Астрахань совсем с другой стороны, отправляйтесь на...остров. Заячий остров, в простонародье называемый «Десяткой» – по названию расположенного на нем микрорайона X лет Октября и одноименного судоремонтного завода («островообразующего» предприятия), находится в получасе езды от центра.
Время здесь будто бы застыло, причем точно непонятно, какое именно: частные деревянные дома сменяются кирпичными двух-, трехэтажными домами для рабочих из 20-30-х годов, а они, в свою очередь, хрущевками. И все – будто отдельный закрытый мир, который связан с «большой землей» только одним автомобильным и одним пешеходным мостами. Летом остров утопает в зелени, а на пляжах протоки Серебряная Воложка купаются дети.
Микрорайон «Десятка»
Отдельный интерес представляет собой поиск советских артефактов на территории острова: будь то старые плакаты и вывески, остов дома культуры или летнего кинотеатра, остановка в виде летающей тарелки, по центру которой когда-то росло дерево.
Но самое, пожалуй, любопытное – нарядные мозаики. Ими украшены несколько фасадов зданий и автобусных остановок города. Благодаря волонтерам, ценящим их значимость, мозаики-остановки регулярно очищают от уродующих объявлений.
Трусовская водонапорная башня
На правом берегу Волги, в Трусовском районе, куда обычно не добирается турист, возвышается суровая водонапорная башня (с горгульями!). Ее построили по проекту Николая Миловидова, уже упоминаемого автора «Бутылочного дома», еще в 1910-11 гг. В башне чувствуется стилистика северного модерна, который Миловидов привез из Петербурга, где учился и начинал свою карьеру.
Подойти к Трусовской башне можно только с одной стороны – она находится на закрытой территории «Астрводоканала».
Дом быта «Чайка»
Если окажетесь в Трусовском районе, заодно обратите внимание и на это здание. Сейчас бывший дом быта, постройки конца 60-х гг., стоит заколоченным, но его величественный фасад впечатляет. Он украшен оригинальной вывеской и декорирован стеклопрофилитом – по нынешним временам это очень модный и дорогой материал. Его использовали в советское время, но встретить такие здания сегодня можно нечасто.