Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 декабря 2012, источник: Газета.Ру

Шереметьево мало воздуха

Ограничения на полеты лайнеров над Москвой со стороны Минобороны и спецслужб препятствуют полноценному использованию новой полосы в Шереметьево и мешают согласованию маршрутов с Украиной и Белоруссией. Воздушные конфликты оценила рабочая группа по развитию Московского авиаузла. Когда проект утверждали, таких ограничений не было, говорят проектировщики.

Рабочая группа, курирующая проект оптимизации использования воздушного пространства в московском авиаузле (МАУ), сняла часть ограничений министерства обороны на полеты.

Но договориться с Федеральной службой охраны и властями Москвы по оставшимся запретным зонам и зонам ограничения полетов пока не удалось, следует из материалов группы, с которыми ознакомилась «Газета.Ru».

Создать международный хаб на базе московских аэропортов невозможно: воздушная зона не способна пропустить заявленные 150 млн пассажиров в год, рассказывала ранее «Газета.Ru». Максимальные возможности «воздуха» на 40% меньше: полетам мешает «беспрецедентное количество ведомственных ограничений», констатировали гражданские специалисты.

За несколько месяцев совместной работы представители ведомств нашли ряд решений, удовлетворяющих участников консультаций. Есть предварительное решение по зоне ограничения полетов в Саваслейке (филиал 4-го Центра подготовки авиаперсонала Минобороны). Эта зона резко ограничивала число эшелонов для самолетов, идущих к Домодедово с востока: поток рейсов в аэропорт с восточных направлений сводится максимум к 20 в час, а в часы пик запрещены полеты в нижнем воздушном пространстве (его используют самолеты ATR-42, Ан-24, Ан-26, Як-40). Рабочей группе удалось изменить конфигурацию зоны, хотя для окончательного решения вопроса требуется установка дополнительных средств слежения (двух радиолокаторов) в районе Саваслейки, которые позволят контролировать воздушное пространство в удаленных пилотажных зонах.

У аэродрома Домодедово, где оператор аэропорта предполагал строительство новой взлетно-посадочной полосы на удалении 1837,5 м относительно оси существующей ВПП-2, существовал «непреодолимый конфликт» со схемами движения аэродрома Раменское. Но конфликт разрешился сам по себе, было приныто решение по строительству полосы на удалении до 300 метров от оси ВПП-2.

Но в процессе работы над трассами в авиаузле специалисты обнаружили аналогичный воздушный конфликт – теперь уже вокруг новой полосы в Шереметьево. Строительство полосы под вопрос не ставится, но если не разрешить обнаруженные разногласия по воздуху, использовать полосы Шереметьево в независимом друг от друга режиме (с одновременным заходом на параллельные ВПП) будет невозможно.

В Шереметьево две параллельные взлетно-посадочные полосы, но близкое расположение полос друг к другу ограничивает возможность их независимого использования. Для устранения дисбаланса и увеличения пропускной способности аэропорта было решено строить новую полосу. Проект новой ВПП разработала «Корпорация Инжтрансстрой» по заказу «Ространсмодернизации» (дирекция госзаказчика по реализации федеральной целевой программы), в сентябре 2011 года он получил положительное заключение «Главгосэкспертизы». Проектировщики работали с информацией, полученной от аэронавигационных служб, и на момент утверждения проекта комплекс новой полосы предусматривал работу полос Шереметьево в независимом режиме, пояснил Алексей Берестенко, главный специалист Управления проектных работ «Корпорации Инжтрансстрой».

Сейчас противоречия по Шереметьево связаны с двумя зонам: UUR391 (УДАВ) и аэродром Чкаловский. УДАВ – объект Минобороны, зона радиолокационной станции «Дон-2Н» Войск воздушно-космической обороны в районе Софрино. Полеты здесь до сих пор были запрещены в радиусе 7 км и на высоте до 7 км над РЛС. Гражданским и военным специалистам удалось достичь компромиссного соглашения по этой зоне. Ее границы сокращены до 5 км в радиусе по горизонтали и до 3 км по высоте. Тем не менее, и этот вариант сохраняет дефицит расстояния для схем прибытия в Шереметьево: фактически самолет при заходе на посадку на новую полосу будет проходить в непосредственной близости от зоны УДАВ (западнее ее на 2,8 км), и при неточном пилотировании будет попадать в запретную зону. Приемлемым здесь считается расстояние в 4,6 км, но для этого необходимо сократить зону УДАВ еще больше – до 3,5 км в радиусе (по горизонту и вертикали). Пока военные не решаются на такой шаг.

Чтобы использовать старую полосу в независимом от новой режиме, самолеты, заходящие на посадку, необходимо пустить восточнее зоны УДАВ. Но в таком случае лайнеры будут заходить в зону аэродрома Чкаловский: расстояние между самолетами, одновременно заходящими на посадку в Шереметьево и в Чкаловский, будет опасным.

Решения по этой ситуации можно найти, и сейчас они прорабатываются, говорится в материалах рабочей группы.

Значительного прогресса в переговорах по аэродрому Внуково у специалистов нет. Аэропорт расположен ближе других к Москве, а к северо-западу от Внуково расположена база военно-воздушных сил Кубинка, так что гражданская авиация не может использовать ряд эшелонов для полетов на аэродром Внуково с западных направлений. Кроме того, существенные ограничения определяются наличием зон UUP63 и UUP52 границы которых в настоящее время не подлежат обсуждению. Кроме того, важную роль здесь играет запретная зона полетов над Москвой UUP53. Без ее корректировки «невозможно обеспечить требования международных нормативных документов по корректной прокладке маршрутов вблизи Москвы», — констатировали ранее специалисты.

По вопросу построения этой зоны свои предложения внесли и правительство Москвы, и силовые ведомства. ФСО, в частности, согласовала полеты над Москвой, но не ниже, чем на высоте 8,1 км, сообщили в службе на запрос «Газеты.Ru».

Предложения «неприемлемы», считают специалисты. Предложенные варианты исключают «какую-либо возможность размещения безопасных схем прибытия на полосы аэродрома Внуково», а также не позволяют специалистам организовать прибытие самолетов в Домодедово в режиме независимой работы обеих ВПП домодедовского аэродрома.

Рабочая группа настаивает на своем варианте конфигурации зоны UUP53.

В итоге из-за задержки в согласовании запретных зон и зон ограничения полетов рабочая группа не может построить финальную версию проекта новой организации движения в Московской воздушной зоне. «Как следствие, это не позволяет перейти к проектированию структуры воздушного пространства смежных зон (в том числе согласование маршрутов с Украиной и Белоруссией), а также к моделированию для получения диспетчерских оценок», — говорится в материалах рабочей группы.

Автор: Алина Черноиванова