Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 декабря 2012, источник: Газета.Ру

Правительство сбилось с «дорожной карты»

Реализация «дорожных карт» по улучшению делового климата идет сложно, признало правительство. Бизнес оценивает результаты негативно, а органы власти отчитываются об успехах. Исправить ситуацию в правительстве решили за счет более частой оценки эффективности чиновников и предоставления большего объема информации Всемирному банку

Правительство подвело итоги реализации первых пяти «дорожных карт» по улучшению делового климата. Продвижение есть, но бизнес оценивает работу более негативно, нежели сами чиновники, признал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Результаты есть, но на бумаге: в разработке законопроектов, многие из которых еще не приняты Госдумой. Одно из немногих реальных достижений – передача из Центробанка в таможенные органы информации по паспортам внешнеэкономических сделок.

«Дорожные карты» разрабатывает Агентство стратегических инициатив, созданное в прошлом году по инициативе Владимира Путина. Пока правительство утвердило пять карт: упрощение процедур получения разрешения на строительство, таможенное администрирование, поддержка доступа на рынки зарубежных стран, регистрация собственности и повышение доступности энергетической инфраструктуры. Всего направлений работы 16.

Одним из ключевых способов измерения реализации карт станет продвижение России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Поставленная премьер-министром Дмитрием Медведевым цель – продвижение на 20-е место к 2018 году. По работе таможни Россия находится на 162 месте из 185, напомнил Белоусов. По доступности энергетической инфраструктуры это 184 место, по климату в строительстве – на 178-м, по регистрации прав собственности – на 46-м.

ФТС еще в июле должна была наладить систему предварительного получения информации о ввозимых товарах. Но согласно ноябрьскому мониторингу Минэкономразвития, сведения таможенники вводят вручную уже по прибытии грузов на постах, в аэропортах и портах даже планов по улучшению ситуации нет. По оценкам АСИ, сроки проверок на границах не уменьшились, либо увеличились. В частности, на КПП «Торфяновка» водители проводят более суток.

Но хуже всего дела обстоят со снятием барьеров в строительстве, признал Белоусов.

К этому времени должны быть реализованы 16 из 25 мероприятий «дорожной карты». Ответственные ведомства рапортуют об успехах по 11 пунктам, а бизнес и эксперты – только по двум. Они заметили продвижение только во включении перечней земельных участков в региональные программы жилищного строительства и меры по развитию рынка арендного жилья.

Здесь позиции России в рейтинге Doing Business вниз тянет Москва. В городе для получения разрешения на строительство девелопер должен пройти 42 процедуры, они занимают 344 дня. В Сургуте это 17 процедур и 150 дней. Если бы столица была в Сургуте, то Россия бы по этому показателю оказалась на 111 месте, заметил Белоусов. «То есть проще столицу перенести, чем изменить показатели?» — поинтересовался премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Лучше всего в Ульяновск перенести, потому что он оказался… абсолютным победителем в рейтинге. Мы бы тогда переместились сразу… примерно на 70-е место», — сказал глава Минэкономразвития. «Столица была в Ленинграде — Ульяновск тоже хорошее название», — рассуждал Медведев.

По оценкам министра регионального развития Игоря Слюняева, сложности с получением земли и разрешений в первую очередь возникают в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Краснодарском крае и городах-миллионниках.

Один из вариантов решения бюрократических проблем, сказал Белоусов, — ужесточить контроль. Он предлагает оценивать эффективность чиновников по улучшению бизнес-климата не раз в год, а раз в квартал.

Второй вариант предложил министр финансов Антон Силуанов – предоставлять больше информации Всемирному банку. По словам чиновника, продвижение ФНС на 41 позицию в рейтинге связано именно с этим. Медведев поддержал идею: «Половина мифов, фантомов, допустим, о России существующих, связана именно с отсутствием информации или с искаженной информацией».

Мероприятия «дорожных карт» в основном реализуются на бумаге и бизнес многие из них оценивает их негативно, согласен сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка.

«Сегодня прописанные в “дорожных картах” изменения, как правило, лишают бюрократию статусной коррупционной ренты, а она не хочет с ней расставаться», — считает он.

Реальный прорыв может быть достигнут, если чиновники будут заинтересованы в облегчении административных процедур, считает Галушка. «Нужна принципиально новая система госуправления и, самое главное, мотивация. Должны быть понятные критерии социальной, экономической и карьерной мотивации чиновников по достижению показателей, зафиксированных в “дорожных картах”, — подчеркивает он.

Но говорить о том, что бизнес исключительно негативно оценивает результаты внедрения некорректно, считает директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко. Он привел в пример опрос ВЦИОМа, согласно которому 25% респондентов отмечает сокращение времени на прохождение таможенных процедур, хотя количество тех, кто не видит существенных изменений, тоже велико.

Согласно исследованию, четверть опрошенных отмечает сокращение времени на прохождение таможенных процедур, однако достаточно высок % среди целевой аудитории (руководителей и водителей и экспедиторов), которые не заметили позитивных изменений. “Безусловно, есть проблемы в реализации большого количества мероприятий в таможенных процедурах. Но это системные вопросы, поэтому неправильно говорить, что таможня виновата во всех грехах”, — отмечает он. Есть ожидания, которые не оправдались, признает Пироженко. “Считаем, что к реализации карт недостаточное внимание уделяется ответственными ведомствами. Но работа идет: и Минэкономразвития ведет собственный контроль, и Владимир Путин дает соответствующие поручения”, — сказал представитель АСИ. По его словам, “ситуация абсолютно рабочая: проекты находятся на старте, мероприятия рассчитаны на несколько лет, чиновники пока не вполне понимают, что хочет бизнес, но постепенно приходит осознание, что АСИ – серьезно и надолго”.

Екатерина Карпенко