Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 декабря 2012, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

ТС вводит защитную пошлину на комбайны

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) защитит российских и белорусских производителей комбайнов от импорта. Антидемпинговое расследование доказало опасность импортных комбайнов, лишивших прибыли местных игроков. Это один из первых случаев, когда Россия смогла использовать механизмы ВТО для защиты своего рынка от иностранцев.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) во вторник решила ввести предварительную специальную защитную пошлину на импорт комбайнов в Таможенный союз (ТС) в размере 27,5% до 5 июля 2013 года, говорится в сообщении комиссии.

«Решением коллегии предварительная специальная защитная пошлина устанавливается в размере 27,5% от таможенной стоимости. Предварительная пошлина будет действовать до 5 июля 2013 года включительно, пока не завершится текущее расследование и не будет принято решение об установлении окончательной защитной меры», – пояснил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, передает "Интерфакс".

Согласно нормам ВТО, страны могут применять антидемпинговое законодательство в отношении импортных товаров в тех случаях, когда цена импорта ниже «нормальной» стоимости товара на рынке страны-экспортера, если же средняя цена на домашнем рынке (рынке экспортера) равна средней цене экспорта, то оснований для введения антидемпинговых пошлин нет.

Таким образом, чтобы ввести специальные защитные меры по правилам ВТО, ЕЭК должна не только установить факт роста импорта, но и что этот рост был резким и внезапным и неожиданно изменил ситуацию на рынке.

В ходе расследования ЕЭК как раз выявила такие доказательства — резкий  рост импорта и причиняемый им  ущерб отрасли экономики Таможенного союза. При этом задержка введения специальной защитной меры привела бы к еще более серьезному ущербу, который трудно устранять впоследствии, заявил министр по торговле ЕЭК.

Поэтому было решено ввести специальную защитную меру в виде антидемпинговой пошлины в 27,5%. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Защитное или антидемпинговое расследование влияния импортных зерноуборочных комбайнов на производство местных комбайнов на территории ТС было начато еще в июле этого года.

Основанием стали заявления, поданного комбайновым заводом «Ростсельмаш» и «Красноярским заводом комбайнов», который входит в концерн «Тракторные заводы» и производит 49,6% комбайнов в ТС. Их поддержали белорусские «Гомсельмаш» и "Лидагропроммаш". Все вместе эти предприятия производят 95,9% комбайнов в союзе.

Заявители предоставили данные об ухудшении своих финансово-экономических показателей в 2009-2011 годах из-за вытеснения их продукции импортом.

Так, заявители указали, что в 2009-2011 годах рынок комбайнов на территории ТС сократился на 19,5%, при этом производство местных игроков упало на 6,9%, продажи — на 23,1%, а доля рынка — на 4,1%. В те же годы импорт комбайнов вырос в абсолютных показателях на 20,5%, а средневзвешенная цена на импортный зерноуборочный комбайн без учета ввозной таможенной пошлины снизилась на 18,6%.

В 2012 году эти тенденции только усилились. Так, в первом полугодие 2012 года импорт импортной техники увеличился на 92,3% по сравнению тем же периодом 2011 года. Это привело к снижению объема производства зерноуборочных комбайнов на 14,4%, падению объемов их продаж на 43,4% и росту товарных запасов на 67,4%. В итоге доля производителей комбайнов на рынке ТС сократилась на 14,6%, а прибыль – в 3,6 раза. Основными поставщиками сельхозтехники в РФ являются США и Евросоюз.

Надо сказать, что в 2008 году такое расследование уже проводилось. Но тогда Россия просто увеличила ввозные пошлины с 5% до 15%. Однако со вступлением России в ВТО пошлина снова должна была снизиться до 5% по обязательствам РФ. Поэтому предприятия вновь решили обратиться за помощью. В «Ростсельмаше» тогда говорили, что нужно уравнять условия, так как выпускать технику за рубежом дешевле, там ниже налоги и стоимость электроэнергии, дешевле металл, есть возможность привлекать дешевые и длинные кредиты.

Нормы и правила в области антидемпингового законодательства и практики его применения как раз были разработаны в рамках ВТО, чтобы предотвратить использование этого инструмента как средство протекционизма. Но использовать антидемпинговое законодательства Россия смогла, только став полноправным членом ВТО.

Первые антидемпинговые разбирательства ЕЭК начала еще в апреле 2012 года. Они были связаны с импортом проката с полимерным покрытием из Китая. В итоге был доказан факт демпинга со стороны импортеров, и ввозные пошлины были повышены на величину доказанной демпинговой маржи — примерно на 20%. Еще одно расследование в июне началось в отношении  импорта  китайских чугунных ванн. Всего в этом году ЕЭК должна начать 6-8 антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных расследований. Одно из них может касаться легковых автомобилей. С помощью антидемпинговых расследований в области автопрома, Россия как и другие члены ВТО, может ввести пошлины на четыре года с возможность их продления на такой же срок, говорили ранее в Минпромторге.

Не исключено, что скоро такие расследования начнутся и по импорту мясных и молочных продуктов в России. Глава Минсельхоза Николай Федоров сегодня отчитался, что после присоединения к ВТО Россия увеличила в сентябре-ноябре 2012 года объемы поставок мороженого мяса крупного рогатого скота, свинины и основных молочных продуктов (молока, сливок, сливочного масла и сыров) на 10-33,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С учетом сезонного фактора вдвое выросли объемы ввоза молока и сгущенных сливок с сахаром.

В министерстве не исключают, что рост объемов ввоза в Россию свинины вызвано снижением сверхквотной ставки пошлины с 75% до 65% и отменой специфической составляющей из-за вступления России в ВТО. Поэтому министр не исключает, что в случае сохранения тенденции роста импорта будут применены инструменты для защиты российских производителей и внутреннего рынка.

До сих пор страны-члены ВТО, такие как США, Канада и ЕС, постоянно применяли к России антидемпинговые меры в виде пошлин, обязательств по ценам или открытые антидемпинговые процедуры по результатам таких расследований. В частности, такие меры в отношении российских металлургов действовали в 18 странах. Членство России в ВТО дает ей право подавать в суд ВТО на расследование правомочности антидемпинговых мер.

По состоянию на 1 октября 2012 года в отношении российских товаров применяли защитные меры 18 стран мира. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии. Более половины всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.

На 1 октября 2012 года было зафиксировано 73 ограничительных меры. В частности, для защиты внутреннего рынка в отношении российских товаров иностранные государства применяют 39 антидемпинговых мер, три специальные защитные меры, 31 меру нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.

Однако Россия сейчас проводит пять расследований, из них четыре антидемпинговых и одно специальное защитное расследование, а также 11 пересмотров антидемпинговых мер, отмечали в Минэкономразвития. В результате проводимой работы за девять месяцев 2012 года уже прекратили свое действие 13 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила порядка 70 млн долларов, отмечало министерство.

Россия в последние годы активно пытается защитить местных производителей. В докладе международной организации Global Trade Alert говорится, что по итогам 2011 года Россия реализовала 35 мер протекционистского характера и заняла по этому показателю второе место в мире. Лидером среди протекционистов в 2011 году стала Аргентина, внедрившая в практику 40 мер, противоречащих нормам свободной торговли. Третье место заняла Белоруссия. Далее идут Китай и Казахстан.

Однако за четыре года (с 2008 по 2011 года) Россия предприняла 160 протекционистских шагов, а Аргентина – 125, отмечает Global Trade Alert. Китай за 4-летний отрезок вышел на 3-е место в мире (76 мер), за ним следуют Индия (72) и Великобритания (60).