Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Что известно о человеке, купившем самую дорогую картину в миреПокупателем самой дорогой картины Леонардо Да Винчи "Спаситель мира" стал саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан Аль Сауд.
9 января 2013, источник: PrimaMedia.ru, (новости источника)

Экономика Приморья — 2012: край пережил саммит АТЭС и ряд громких сделок

РИА PrimaMedia составило ТОП-5 значимых событий в экономике, которые потрясли регион

Владивосток, 9 января, PrimaMedia

Прошедший 2012 год подарил в экономическом плане Приморью самое главное событие — саммит АТЭС. А вот до реализации значимых бизнес-проектов на территории края и инвестиционных вложений еще слишком далеко. Многие мероприятия носили декларативный характер или ограничивались переделом собственности крупных компаний. Однако потрясли экономическое сообщество и громкие сделки. Пожалуй, одним из самых значимых событий ушедшего года можно считать продажу активов Находкинской базы активного морского рыболовства — она сменила собственников. А руководитель предприятия Олег Дарькин подписал документы о переводе в Чехию 5 млн долларов на снабжение судов на промысле у японских и курильских берегов. РИА PrimaMedia составило ТОП-5 значимых событий в экономике, которые потрясли регион в 2012 году.

Саммит АТЭС — дал ли нам прогресс?

Конечно, самым главным событием, к которому пять лет готовилась как политическая, так и экономическая элита Приморского края и Владивостока, стал прошедший саммит АТЭС. Простым жителям региона пришлось пережить многолетние неудобства от всевозможных дорожных строек, но в итоге уже появились и еще появятся инфраструктурные и социальные объекты в виде мостов и развязок, дорог-дублеров и аэропорта, концертно-спортивного комплекса и театра, очистных сооружений и морских набережных. В экономическом плане похвастаться пока нечем. Деньги осваивались из федерального бюджета, сейчас их поток резко сократился, одновременно с отъездом строителей прекратились вычеты в местные бюджеты подоходного налога из зарплат более 10-ти тысяч гастарбайтеров. Приморской экономике похвастаться нечем, исключение составляет Тихоокеанская мостостроительная компания, освоившая десятки миллиардов рублей на постройку моста-мечты через бухту Золотой рог и целого ряда других мостов вместе с дорогами между ними.

Деловой саммит АТЭС-2012 на острове Русском предшествовал саммиту АТЭС глав государств. На нем присутствовали министры или их заместители экономики и финансов стран АТР, а также руководители и владельцы корпораций и ресурсных компаний. Своей вальяжностью особо выделялись российские миллиардеры, которых держали от президента РФ на почтительно-доступном расстоянии. Но тусовались они в узком банкетном кругу. Привлекло внимание шутливое высказывание первого вице-губернатора края Сергея Сидорова о том, что в Приморье готовы «крышевать» каждого инвестора. А также то, что несколько местных компаний заключали договоры с Российским инвестиционным фондом. Самым значимым стало выделение 1 млрд рублей на создание животноводческой мега-фермы в Ханкайской низменности.

Вступление в ВТО не дало краю добро

Россия с 22 августа официально стала 156-й страной-членом ВТО — вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса. По большому счету Приморье от этого ни жарко, ни холодно. Ведь в крае нет производств, для которых обязательства ВТО могут сыграть хоть какую-то роль. Пострадал только частный бизнес из-за введения «утилизационного сбора» на ввезенные подержанные иномарки. До сентября 2012 года ввоз автомобилей являлась лидирующей. На долю этой группы товаров приходилось порядка 25% взимаемых таможенных платежей. Но с введением «утилизационного сбора» эта группа стала сдавать позиции, на первое место вышли электротехника и оборудование. Сейчас импорт иномарок восстанавливает свои позиции.

Приморский сектор газа

Из потраченных на саммит АТЭС около 700 млрд рублей почти половина пришлась на газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, а также на газоснабжение объектов энергетики в Приморье. 

Осенью «Газпром» принял решение построить газопровод Якутия – Хабаровск – Владивосток. Центром газодобычи станет богатейшее Чаяндинское месторождение, к которому присоединится Ковыктинское в Прибайкалье. Параллельно с развитием добычных и газотранспортных мощностей «Газпром» активно газифицирует регионы Дальнего Востока. Одновременно будет построен завод СПГ на мысе Ломоносова в районе бухта Перевозная Хасанского района. Строительство завода по сжижению природного газа мощностью не менее 10 млн тонн будет проходить в три этапа. Первая очередь строительства завершится в 2018 году, вторая очередь — в 2020 году, окончание строительства – 2025 год. 

Меняются владельцы у заводов и пароходов

Десятилетиями Приморье гордилось Дальневосточным морским пароходством, прославленными моряками и торговыми судами с ледоколами. Сейчас мы лишь узнаем из Москвы, где находятся нынешние владельцы нашей гордости, о периодической смене собственников. На сей раз группа «Сумма» прикупила FESCO у Сергея Генералова. Сумма сделки составила около 900 млн долларов США. Кроме морского кластера это еще и Владивостокский морской торговый порт (специализируется на перевалке контейнеров, металлов и автомобилей), железнодорожные компании «Трансгарант» и «Русская тройка» (50%, еще 50% у ОАО РЖД), крупнейший на Дальнем Востоке оператор рефрижераторных контейнеров «Дальрефтранс», около 20% акций «Трансконтейнера», ряд других активов. В структуру сделки не вошло только часть морского флота FESCO — 25 судов для перевозки генеральных грузов.

10 проектов в Приморье одобрили под инвестиции

Минвостокразвития в число приоритетных проектов на территории Приморья включило 10 объектов, предлагаемых к реализации регионом и крупными российскими корпорациями. В списке строительство международного перегрузочного комплекса «Троица», угольного терминала, прибрежного элеватора, припортового контейнерного терминала в порту Восточном, современной автодороги от краевого центра до поселка Врангель, завода по сжижению природного газа и морского терминала в Хасанском районе, нефтехимического комплекса, судостроительных верфей «Восток-Раффлс» и «Звезда-DSME», Уссурийской ТЭЦ, новой генерации во Владивостоке. 

Срок реализации этих проектов рассчитан до 2020 года включительно, а окупаемость большинства из них выходит за рамки этого периода и растянется на десятилетия. Если исключить будущую автомагистраль по югу Приморья и объектов энергетики, то все остальное нацелено на экспорт. Приморью уготована роль перевалочной базы при вывозе богатств России за границу.