Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 января 2013, источник: ПРАЙМ

Роснефть увеличит экспорт нефти в Китай

В ближайший понедельник, 14 января, должна состояться встреча представителей китайской компании CNPC и Роснефти. Переговоры между сторонами коснутся возможности увеличения поставок российской нефти в КНР.

Предполагается, что их дополнительный объем для CNPC может составить 10 млн тонн. 

Учитывая среднюю цену реализации углеводородов Роснефти в страны Азии и 1,5%-ю скидку по договору с китайской компанией, общая стоимость данных дополнительных поставок может составить более $7 млрд.
По некоторым данным, речь может идти об увеличении поставок по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, идущему через Казахстан. Однако то, что Роснефть будет увеличивать поставки именно по данному трубопроводу, представляется маловероятным.

Напомню, в конце декабря Транснефть официально запустила вторую очередь трубопровода ВСТО. Мощность нефтепровода на первом этапе составит 30 млн тонн в год, в будущем она может быть увеличена до 50 млн тонн.

Кроме того, строительство дополнительных НПС позволит Транснефти в будущем увеличить мощность ВСТО до 80 млн тонн нефти в год. Основными поставщиками сырья через ВСТО являются Роснефть, ТНК-ВР и Сургутнефтегаз.

Что касается Атасу-Алашанькоу, то мощность данного трубопровода может составлять более 15 млн тонн в год. И для того чтобы увеличить объемы прокачки и привлечь российские компании, правительство Казахстана с 1 сентября 2012 года даже снизило тарифы на прокачку нефти по Атасу-Алашанькоу.

В итоге цены Казахстана на прокачку российской нефти оказались более чем в пять раз ниже, чем тарифы для прокачки нефти по ВСТО. Так, средний тариф на прокачку нефти по ВСТО за девять месяцев 2012 года составлял около $60,7 за тонну, в то время как тариф на прокачку нефти по казахстанскому нефтепроводу снизился до $11,3 за тонну.

Тем не менее многие российские компании считают трубопровод Атасу-Алашанькоу менее эффективным, чем ВСТО. В частности, это обусловлено возможностью реализовывать нефть ВСТО на азиатском рынке сбыта с премией к Urals. 

В итоге еще в прошлом году казахстанский нефтепровод оказался загружен не полностью, его годовая мощность составила всего 12 млн тонн нефти.

Основным поставщиком российской нефти в Китай в настоящее время является Роснефть, которая поставляет свое сырье через нефтепровод ВСТО.

Возможность поставок нефти в Китай через Казахстан рассматривала ранее компания Газпром нефть, однако после окончания строительства ВСТО-2, сделала выбор в пользу российского нефтепровода.

ТНК-ВР прекратила поставки нефти в Китай по Атасу-Алашанькоу еще с конца 2009 года. В начале 2012 года компания намеревалась вернуться к данным поставкам, однако не смогла договориться с казахстанской стороной.

Руководство Роснефти еще ранее, в ходе обсуждения сделки по приобретению ТНК-ВР и синергии от объединения активов двух компаний, заявляло о своем намерении использовать для поставок нефти в Китай Верхнечонское, Сузунское и Тагульское месторождения, принадлежащие ТНК-ВР, а также собственные Ванкорское и Юрубчено-Тохомское месторождения.

Таким образом, учитывая удобное расположение месторождений, а также цену на малосернистую нефть марки ВСТО, Роснефти более выгодно будет поставлять нефть в КНР именно через нефтепровод Транснефти.

Кроме того, НПС Сковородино Транснефти находится около экономически развитого региона Китая Дацина, в то время как Алашанькоу расположен в гораздо менее развитом регионе Синцзян, что также делает увеличение поставок нефти в Китай через ВСТО более вероятным.

В итоге при достижении договоренности об увеличении поставок нефти в Китай, Роснефть сможет увеличить выручку от реализации сырья на экспорт, а Транснефть получит рост выручки от транспортировки нефти по нефтепроводу ВСТО.

Целевая цена по акциям Роснефти — 288 руб. Цель по префам компании Транснефть — 55 900 руб.