Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 января 2013, источник: BFM.ru

ФАС выставила за год штрафов более чем на 5 млрд рублей

ФАС России составила своеобразный топ-10 — рейтинг самых крупных штрафов, выписанных в 2012 году. Однако крупнейший из них, выписанный РЖД, уже успешно обжалован

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) по запросу BFM.ru составила рейтинг крупнейших штрафов, выписанных службой в 2012 году. Своеобразный топ-10 возглавила госмонополия РЖД. В сумме десятка главных нарушителей получила предписания на 5,36 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году десять самых крупных штрафов в сумме дали 3,4 млрд рублей.

В числе наиболее часто встречающихся оснований для возбуждения наказания по-прежнему остается злоупотребление доминирующим положением. Фактически, по этой причине были выставлены сразу три из десяти штрафов, вошедших в рейтинг. «Значительное количество отраслевых рынков очень концентрированы, и многие субъекты занимают на них доминирующее положение и нередко нарушают антимонопольные запреты. Более того, регулятор в ряде случаев специально сужает границы рынков, что также влияет на увеличение числа дел по злоупотреблению доминирующим положением», — отмечает старший юрист Goltsblat BLP Виталий Дианов.

Еще одной «топовой» статьей для наложения высоких штрафов антимонопольным ведомством стало выявление антиконкурентных соглашений. Если в 2011 году в десятку крупнейших вошел лишь один штраф, выставленный по этой статье, то в 2012 году число таких нарушений выросло до шести. Наличие антиконкурентных соглашений и особенно картелей доказывать сложнее, указывает Виталий Дианов, и рост числа штрафов по этой статье говорит о повышении качества антимонопольного регулирования.

РЖД повезло

Как и в прошлом году, крупнейший штраф был выставлен государственной компании. На этот раз — РЖД: железнодорожная монополия была оштрафована на 2,241 млрд рублей. Причем такую сумму антимонопольный орган не назначал с 2010 года. Для сравнения: «чемпион» по размеру штрафа ФАС в 2011 году — «Роснефть», компания отделалась выплатой 1,75 млрд рублей.

Если нефтяную компанию антимонопольный регулятор оштрафовал тогда за поддержание монопольно высоких цен, то причиной штрафа РЖД стало злоупотребление доминирующим положением. В течение прошлого года сразу несколько десятков грузоотправителей подали жалобы на монополию из-за сложностей с перевозками и одновременного роста цен. На этом основании антимонопольный регулятор посчитал, что РЖД не выполнила выданного ранее предписания о необходимости удовлетворения заявок на услуги железнодорожных перевозок и злоупотребляла доминирующим положением. По оценкам ФАС, в 2011 году РЖД реализовала лишь 60% от заявок грузоотправителей против 90% в 2010 году. Уровень удовлетворения заявок со стороны компаний малого и среднего бизнеса сократился в 2011 году вдвое, до 35%.

В ФАС пояснили, что размер штрафа рассчитан как 0,3% от выручки РЖД в 2010 году. «Данный размер штрафа является минимальным, предусмотренным за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП», — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

В РЖД, в свою очередь, вины не признали, поскольку большая часть вагонного парка монополии уже перешла к «Первой» и «Второй грузовым компаниям», которые самостоятельно определяют свою клиентскую политику и цены услуг. Отметим, «Вторая грузовая компания» (ВГК) является 100-процентной «дочкой» РЖД, «Первая грузовая компания» (ПГК) в этом году была продана структурам Владимира Лисина. Тем не менее, антимонопольное ведомство считает, что и ПГК и ВГК должны частично оказывать свои услуги, ориентируясь на установленные государством тарифы, и ответственным за это должна быть РЖД.

У самой монополии в прямой собственности сейчас есть лишь небольшой парк грузовых вагонов, который используется исключительно под собственные технические нужды. Вагоны для оказания услуг сторонним поставщикам РЖД арендует у ВГК. При этом арендуемые вагоны «работают» по тарифам, установленным государством. С этими аргументами железнодорожная монополия отправилась в суд с намерением оспорить штраф ФАС. Суд аргументы компании услышал: 14 января Московский арбитражный суд удовлетворил иск, признав постановление ФАС недействительным.

Представители ФАС заявили, что намерены оспорить решение суда.

Логику РЖД можно понять, соглашается аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Дело не столько в монополии, сколько в нынешнем устройстве рынка. Железнодорожная отрасль продолжает реформироваться, законодательство не успевает за этим процессом, в результате чего и возникают подобные конфликты», — поясняет он. Что касается размера штрафа, то для РЖД он не критичен. Только в первом полугодии прибыль компании по МСФО составила 74,2 млрд рублей.

Картельная химия

В этом году под пристальное внимание регулятора попал еще один сектор экономики — химическая промышленность. Против компаний из этого сектора было возрождено сразу два крупных дела. Фигурантом первого из них стала «Единая торговая компания» (ЕТК), являющаяся одним из крупнейших российских трейдеров химической продукции.

ФАС обвинила компанию в организации картельного сговора на рынке каустической соды в 2005-2011 годах. Признала ли ЕТК штраф, представители компании комментировать отказались. Отметим, это уже не первый конфликт трейдера и антимонопольного ведомства. Ранее ФАС заявляла, что ЕТК является фактическим монополистом на рынке поливинилхлорида (ПВХ). В какое-то время регулятор даже требовал закрыть компанию. В итоге, бизнес трейдера не пострадал, компания по-прежнему продолжает работу.

Однако и у ФАС сохранились претензии к рынку ПВХ. По мнению регулятора, в 2012 году сразу четыре игрока — «Каустик», «ГалоПолимер Кирово-Чепецк», «Химпром» и «Башкирская Химия» — заключили картельное соглашение, разделив этот рынок по составу покупателей и объемам продаж.

Представители «Химпрома» заявили, что обжалуют штраф, представители «ГалоПолимера Кирово-Чепецк» от комментариев отказались, с другими компаниями связаться не удалось.