Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
17 января 2013, источник: Газета Коммерсантъ

Холдинг МРСК просеет чужие сети

«Холдинг МРСК» предлагает заставить все электросетевые компании получать у властей лицензии. Идею уже обсуждают Минэнерго и профильные ведомства. Условия лицензирования, предложенные холдингом, выведут из бизнеса мелких игроков: в частности, работать сможет только тот, на кого приходится не менее пятой части годового объема передачи по региону. В не входящих в холдинг территориальных сетевых организациях, отмечая необходимость контроля над сверхдоходами отдельных участников рынка, не соответствующими качеству их работы, не считают лицензирование адекватным.

«Холдинг МРСК» (ХМРСК) предлагает ввести лицензирование территориальных сетевых организаций (ТСО), следует из его материалов. Те ТСО, которые не получат лицензию, должны быть выведены из бизнеса.

В распределительном сетевом комплексе России доминируют дочерние структуры «Холдинга МРСК», доля которых в полезном отпуске электроэнергии колеблется в пределах 65-95% в зависимости от региона. Одновременно с ними существуют не относящиеся к холдингу сетевые организации (в обиходе — ТСО). Определенная доля ТСО исторически аффилирована с местными властями, поэтому некоторым из них удается защитить в тарифном органе спорные затраты и получить выгодный тариф. Но тарифы для сетей формируются по «котловому» принципу, а темпы роста «котла» ограничены в интересах конечного потребителя, поэтому все, что получает такая ТСО, теряют другие сетевые организации региона. Кроме того, в ХМРСК отмечают, что некоторые ТСО не располагают удовлетворительной технической базой и уровнем квалификации кадров. При этом холдинг называет консолидацию ТСО элементом своей стратегии, и часть его дочерних предприятий ее активно реализует, скупая муниципальные сети (см. «Ъ» от 4 октября 2012 года).

ХМРСК отмечает прирост удельного веса ТСО в котловом тарифе: по предварительным оценкам, в 2012 году он достиг 20% (120,5 млрд из 603 млрд руб.). При приросте суммарных котловых платежей на 3% и поступлений предприятиям ХМРСК на 2% тарифная выручка ТСО увеличилась на 8%. Как сообщает ХМРСК, при росте тарифной выручки ее предприятий за четыре года на 57% у ТСО она выросла в 2,4 раза. Особенно резкий рост наблюдается в Краснодарском крае (на 172% за 2009-2012 годы), Петербурге (на 208%) и Ленинградской области (на 212%).

Предложение лицензировать деятельность сетевых организаций, выдвигавшееся по инициативе ХМРСК неоднократно, в прошлом году получило поддержку правительственной комиссии по энергетике. Она в июле поручила Минэнерго до 30 ноября внести в правительство проект критериев признания лица электросетевой организацией. В Минэнерго вчера затруднились прокомментировать судьбу поручения и отношение к проблеме. Сроки продлены, говорит источник в одном из ведомств, и обсуждение до сих пор идет.

Критерии отбора лицензиата, которые предлагает ХМРСК сейчас, направлены на отсеивание сверхмелких сетевых организаций, получающих завышенную выручку от эксплуатации оборудования, которое зачастую не находится в их собственности. Так, лицензию предлагается давать только тем организациям, на долю которых в их регионе приходится не менее 3% от всех условных единиц сетевого оборудования и не менее 20% в годовом объеме передачи. Тарифная выручка лицензиата на одну единицу оборудования не должна превышать среднюю по региону более чем в полтора раза, и не менее половины оборудования должно находиться в его собственности. Лицензии должен выдавать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на срок от пяти лет, сообщается в материалах ХМРСК.

Экспертное сообщество дает поляризованную оценку предложений — от полной их поддержки до полного неприятия с указанием на коррупциогенность, неоправданное умножение сущностей и ограничение конкуренции со стороны ХМРСК. Сами ТСО признают необходимость контроля, но не через лицензирование. «Введение критериев необходимо и давно назрело,-- говорит глава НП ТСО Александр Хуруджи.-- Однако мы пришли к выводу, что для исключения коррупционной составляющей оптимально решать эту проблему через саморегулирование». Но количество СРО не должно превышать пять-семь, оговаривается он, ссылаясь на опыт введения саморегулирования в строительной отрасли. По его словам, понятие ТСО следует корректно описать, а количество ТСО — сократить до 300. Среди критериев отбора, отмечает господин Хуруджи, обязательно должны присутствовать качество и безопасность обслуживания, а также расходы на условную единицу сетевого оборудования.

Наталья Скорлыгина