Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 января 2013, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

Транснефть попробует разморозить Бургас-Александруполис

Накануне встречи Транснефти с Еврокомиссий глава нефтяной компании Николай Токарев отчитался о работе и инвестпланах перед президентом Владимиром Путиным.

ЕК беспокоит энергобезопасность поставок нефти в Европу в связи с запуском Россией новых азиатских нефтепроводов. В свою очередь Транснефть попытается разморозить проект трубы Бургас – Александруполис.

Глава Транснефти Николай Токарев доложил президенту РФ Владимиру Путину об итогам работы компании за год. По его словам, компания перевыполнила производственный план, а ряд объектов введены в эксплуатацию досрочно, к примеру, вторая очередь ВСТО — на 9 месяцев раньше графика. По словам Токарева, трубопровод уже принял 480 млн тонн нефти.

Именно строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) и второй очереди нефтепровода «Востояная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2) стали причиной того, что в середине декабря прошлого года «Транснефть» получила приглашение на встречу в Брюссель от главы генерального директората по энергетике Еврокомиссии Филипа Лоу.

Европейских чиновников беспокоит энергобезопасность поставок нефти в Европу в связи с введением этих новых маршрутов. ЕК попросила российскую компанию выступить с презентацией о ее проектах и дальнейших планах перед представителями министерств энергетики стран ЕС. Ранее «Транснефть» таких приглашений не получала.

Однако «Транснефть» — это государственная компания, поэтому передачу информации ЕК, она должна предварительно согласовать с профильными российскими ведомствами. Дело в том, что в сентябре текущего года, после того как Еврокомиссия открыла антимонопольное расследование в отношении Газпрома, президент России Владимир Путин подписал указ, обязывающий российские госкомпании согласовывать свои действия с федеральными органами власти в случае конфликта с иностранцами.

Заместитель вице-президента Транснефти Сергей Ходырев заявил в понедельник, что в ходе встречи с представителями ЕК конфиденциальные данные раскрываться не будут. Компания планирует предоставить в ходе презентации информацию, которая в рамках российского законодательства является открытой.

Глава Транснефти рассказал Владимиру Путину об инвестиционной программе, что, вероятно, будет озвучено и 22 января на встрече в Брюсселе. Ежегодно объем интвеспрограммы Транснефти варьируется от 160 млрд до 180 млрд рублей, отметил Николай Токарев.

В частности, Транснефть построит еще четыре новых нефтеперекачивающих станции, которые позволят подавать дополнительный объем нефти на Комсомольский НПЗ (в 2016 году) и Хабаровский НПЗ (в 2013 году).

Одним из серьезных проектов является строительство магистрального нефтепровода в регион Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений. По словам Токарева, к июню компания уже начнет реализацию этого проекта в «поле». «Это 750 км линейной части; нефтяники получат возможность 15 млн тонн нефти транспортировать из этого региона», — добавил глава компании.

Кроме того, Токарев проинформировал Путина о ходе строительства малого нефтепровода на севере «Заполярье – Пурпе», 56 км которого уже проложено. «По гарантированным заявкам наших нефтяников из этого региона мы будем ежегодно дополнительно транспортировать 45 млн тонн нефти, причем их можно будет в оба направления подавать: как на западное, так и на восточное», — пояснил он. По его словам, к 2016 году все три этапа – это 450 километров – должны быть готовы.

Что беспокоит ЕК

После того как «Транснефть» запустила БТС-2 мощностью 30 млн тонн нефти, российские компании (Роснефть и Лукойл) сократили поставки по нефтепроводу «Дружба» в Германию, Чехию и Польшу, перенаправив часть нефти в Усть-Лугу. Из-за этого два НПЗ в Чехии и одно ПНЗ в Германии были вынуждены сократить объемы переработки.

Чешским компаниям пришлось увеличить закупки нефти по Трансальпийскому нефтепроводу (TAL), идущему из итальянского порта Триест, а позже они начали переговоры с Роснефтью и Лукойлом о подписании прямых контрактов на поставку 10 млн тонн нефти в год. Тем более, что Роснефть не исключает возможности перенаправить еще 10 млн. тонн сырья на Китай.

25 декабря Транснефть запустила нефтепровод ВСТО-2, который позволит удвоить поставки нефти в порт Козьмино до 30 млн тонн в год. В перспектива этот нефтепровод отвлечен на восток свыше 80 млн тонн нефти (почти треть российского экспорта), что и беспокоит европейских регуляторов.

«Для России БТС-2 – политически обоснованный проект, так как труба идет в обход транзитных стран, в частности, Белоруссии и Украины, однако из-за этого страдают Польша, Германия и Чехия», — отмечает газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

«Но ВСТО-2 – не повод для беспокойства ЕК»,  — добавляет он. Вторая очередь ВСТО действительно технически не может сорвать поставки нефти в Европу, так как нефть поступает из разных месторождений. Однако с запуском нефтепровода у некоторых сибирских поставщиков появляется выбор, куда поставить нефть – на Восток или на Запад, что и беспокоит ЕК.

Разморозить

Со своей стороны, Транснефть в ходе запланированной на 22 января встречи с представителями Еврокомиссии намерена затронуть вопрос об актуализации замороженного проекта строительства нефтепровода Бургас — Александруполис, рассказал заместитель вице-президента Транснефти Сергей Ходырев, передает «Прайм».

Это проект важен для Транснефти, так как она планирует расширять Каспийский трубопроводный консорциум. У консорциума возникают проблемы с загрузкой и дальнейшей транспортировкой нефти, так как Роснефть повернула 2 млн тонн нефти на ВСТО, а Болгария отказалась от строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, через который предполагалось транспортировать казахскую нефть. В итоге казахская нефть пойдет через перегруженные черноморские проливы.

По словам Ходырева, проект Бургас-Александруполис наиболее экономически эффективен с точки зрения обхода загруженных турецких проливов и наиболее подготовлен к реализации. «Проливы (Босфорские) не резиновые, они больше не растянутся, нефти в регионе окажется больше, строительство обходного канала на территории Турции очень дорого», — констатировал Ходырев. В настоящее время по проливу перевозится 90 млн тонн нефти в год, а с расширением мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) прибавится еще 30 млн тонн, добавил он.

Нефтепровод мощностью 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн предполагалось проложить из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. Бургас — Александруполис, как и конкурирующий с ним нефтепровод Самсун — Джейхан, предназначен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Построить этот нефтепровод Россия планировала с Болгарией и Грецией. Однако в 2011 году проект оказался замороженным: Болгария рассчиталась с Транснефтью по долгам по проекту и официально вышла из него.

Сергей Агибалов считает, что проект Бургас – Александруполис уже давно умер и вряд ли Болгария к нему вернется. «Это вопрос политический – Болгария не хочет участвовать в этом проекте не по своей воле. Поэтому возродить проект будет возможно лишь в случае смены политического руководства страны», — считает Агибалов.

«Плюс назывались экономические причины: Россия предлагала низкие транзитные платежи. Если Москва предложит более высокие транзитные ставки за поставки нефти, то, возможно, также сумеет убедить Болгарию возродить проект», — добавляет эксперт.

Виталий Крюков из ИФК «Метрополь» считает, что Транснефть, хочет для начала понять позицию ЕК по проекту Бургас – Александруполис. «Для Транснефти этот проект выгоден, так как объемы нефти в Каспийском регионе будут только увеличиваться. Если окажется, что ЕК поддерживает проект Бургас – Александруполис, то, вероятно, Транснефть попытается через ЕК оказать влияние на Болгарию», — полагает Виталий Крюков.