Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 января 2013, источник: Ведомости

Слишком прибыльный

Ритейлер «Магнит», самый крупный по числу магазинов и капитализации оператор розничной торговли в России, поставил в IV квартале 2012 г. новые рекорды доходности: увеличив выручку на 35,2% за квартал, компания нарастила EBITDA на 41,8% и чистую прибыль на 54%.

 В результате рентабельность сети по EBITDA составила 11,33% за квартал и 10,56% по итогам года. Когда сеть в III квартале показала 10,9% рентабельности по EBITDA, отраслевые эксперты восхищались: это рекордный показатель не только для «Магнита», но и для всех российских продуктовых ритейлеров. Новые результаты побили исторические рекорды, пишет в обзоре аналитик «Открытия» Михаил Терентьев.

Другие публичные российские ритейлеры работают на более низких уровнях доходности, напоминает Михаил Лощинин, аналитик Rye, Man & Gor Securities. За 2012 г. никто из них не отчитался, но за девять месяцев рентабельность по EBITDA X5 Retail Group, крупнейшего по выручке ритейлера, составила 6,7%, «Дикси групп» — 5,8%, «О'кей» в первом полугодии — 6,8%.

«В последние два квартала в основном формате — “у дома” — “Магнит” фиксировал положительный сопоставимый трафик. В то же время у конкурентов (“Пятерочка” и “Дикси”) этот показатель падает. Скорее всего мы можем говорить о перетоке покупателей от конкурентов», — объясняет аналитик.

У гендиректора и основателя «Магнита» Сергея Галицкого своя версия: поставить рекорды ритейлеру помогла растущая доля гипермаркетов и косметических магазинов, которые в декабре показывают более агрессивный прирост выручки, чем обычные продуктовые магазины. Если обычные растут на 20-22%, то гипермаркеты — на 45-50%. «При стабильных затратах на персонал, коммуналку и т.д. в магазин ходит больше людей, покупает больше продуктов, принося дополнительную выручку, таким образом, повышается рентабельность», — объясняет Лощинин. Также, по словам Галицкого, зарабатывать сети помогают бонусы поставщиков.

«Рентабельность по EBITDA в 10,5% для продуктового бизнеса — это много», — согласился Галицкий на телефонной конференции с инвесторами. И признался: удержать доходность бизнеса на таких пиковых значениях будет сложно. «I квартал вряд ли будет намного лучше прошлого года. Лучше ориентироваться на [рентабельность по] EBITDA следующего года 9,2-9,8%. То есть среднее 9,5% — это будет консервативная EBITDA», — сказал Галицкий. Он объяснил, что уровень рентабельности будет сильно зависеть от того, насколько агрессивно будут демпинговать конкуренты и насколько эффективными будут новые магазины. «Открывать постоянно магазины с рентабельностью 10,5% сложно. Возможно, магазины, которые мы откроем в 2013 г., будут с рентабельностью по EBITDA 8,5%. Это все равно будут хорошие и качественные магазины», — отметил он.

Зато выручка, по словам Галицкого, в этом году будет расти быстрее, чем по прежним прогнозам (они составляли 25-27%): она увеличится на 27-29%. Основной прирост обеспечит отнюдь не трафик магазинов — он, по мнению Галицкого, из-за высокой конкуренции останется на текущем уровне, — а строительство новых магазинов. Программу строительства на 2013 г. «Магнит» пересмотрел: компания, управлявшая на начало этого года 6884 магазинами, намерена открыть около 1100 магазинов в формате «у дома» (прежний план — 800 объектов), более 60 гипермаркетов (раньше прогнозировалось 55-60) и 250 магазинов косметики (планировалось 500, подробнее см. статью на стр. 01). При этом примерно треть инвестиционной программы на этот год, которая составит $1,75-1,8 млрд, придется на развитие логистики. Ритейлер планирует потратить $260 млн на строительство распредцентров и столько же — на покупку новых грузовых автомобилей, сказал Галицкий. На строительство гипермаркетов компания потратит около $600 млн, на магазины «у дома» — $220 млн, косметики — $35 млн, на землю под гипермаркеты — $50 млн, на приобретение недвижимости действующих магазинов — $80 млн, на реновацию существующих — $50 млн, на IT — $40 млн, сообщил Галицкий.

«Компания пытается дать дополнительный толчок для развития своего основного бизнеса, пока слабость некоторых конкурентов позволяет увеличить рыночную долю», — рассуждает Терентьев.

Лощинин добавляет: бизнес-модель «Магнита» эффективнее, чем у конкурентов, — имеет значение целый ряд факторов, в том числе расположение магазинов, интерьер, ассортимент, цены и развитая инфраструктура.