Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 января 2013, источник: Газета Коммерсантъ

Red Wings налетела на ограничения

Росавиация в ближайшие дни может приостановить сертификат эксплуатанта авиакомпании Red Wings. Такое решение планируется принять по итогам проверки перевозчика после катастрофы Ту-204 29 декабря во Внуково. Как выяснилось, в течение декабря произошли еще пять схожих инцидентов с Ту-204 Red Wings, причем один из них в том же Внуково и буквально за час до катастрофы. Приостановка сертификата может привести к банкротству перевозчика.

Вчера в Минтрансе прошло совещание, на котором обсуждались итоги внеплановой проверки Ространснадзором авиакомпании Red Wings, сообщили «Ъ» два источника на рынке. В пресс-службе министерства уточнили, что обсуждались «конструктивные особенности самолета Ту-204». По данным источников «Ъ», в ближайшие дни Росавиация может объявить о приостановке сертификата эксплуатанта Red Wings либо ввести ограничения в его действие. В самом ведомстве лишь говорят, что по состоянию на вчерашний вечер никаких решений не принято. Источник в Red Wings подтвердил, что окончательное решение авиакомпания ждет в четверг.

Внеплановая проверка авиакомпании «на соответствие сертификационным требованиям летной и технической эксплуатации» проводилась по факту катастрофы Ту-204 29 декабря во Внуково. Самолет при посадке выкатился за взлетную полосу и загорелся. Тогда погибли пять человек, еще трое были госпитализированы. По этому факту возбуждено уголовное дело. Источник «Ъ», знакомый с ходом совещания, уточнил, что на нем разгорелась дискуссия между Межгосударственным авиационным комитетом (участвует в расследовании катастрофы) и Росавиацией. Первый настаивает, что катастрофа произошла по вине пилотов, в Росавиации считают, что проблемы выявлены и с техникой (c реверсом двигателей), которая должна была сработать вне зависимости от погодных условий и действий пилотов.

«К авиакомпании много вопросов по поддержанию летной годности самолетов, это зафиксировано и в акте Ространснадзора»,-- пояснил источник в Минтрансе. Еще 24 декабря замглавы Ространснадзора написал письмо в ОАО «Туполев» (выпускает Ту-204, копия письма есть у «Ъ»), сообщив, что в течение декабря 2012 года произошло четыре инцидента с самолетами, которые эксплуатирует Red Wings. Так, 18 декабря в аэропорту Красноярска был отказ системы уборки-выпуска шасси, самолет не смог самостоятельно освободить взлетную полосу. 20 декабря при посадке во Внуково также не сработала система выпуска шасси, в результате чего экипаж самолета «пошел на второй круг». 23 декабря «аналогичный инцидент» произошел в аэропорту Омска. А 20 декабря в аэропорту Новосибирска у Ту-204 не включился реверс двигателей, в результате самолет выкатился за полосу и получил повреждения. Ространснадзор попросил «Туполев» провести дополнительные мероприятия, направленные на повышение надежности реверса двигателей и системы уборки-выпуска шасси у самолетов Ту-204 и Ту-214.

Кроме того, 29 декабря примерно за час до катастрофы еще один Ту-204 чуть не вылетел за пределы взлетной полосы. «Действительно, у воздушного судна авиакомпании Red Wings, выполнявшего 29 декабря рейс по маршруту Римини--Москва, после посадки произошел невыход правого реверса на режим обратной тяги,-- подтвердили “Ъ” в пресс-службе Внуково.-- Но во многом благодаря коэффициенту сцепления на ВПП 0,63, обеспеченному аэродромной службой аэропорта, воздушное судно остановилось в пределах полосы».

Парк воздушных судов Red Wings состоит из восьми самолетов Ту-204. Авиакомпания принадлежит бизнесмену Александру Лебедеву. По итогам января--августа 2012 года Red Wings занимала в России 18-е место по количеству перевезенных пассажиров. За этот период она перевезла 496,4 тыс. пассажиров.

«Не думаю, что стоит всю вину валить на перевозчика. Причина катастрофы — это всегда совокупность факторов, в том числе погодные факторы, плюс самолет был фактически пустой, что помешало реверсам сработать должным образом. Но, конечно, необходимо сделать выводы, в том числе внести изменения в подготовку экипажей»,-- отмечает Александр Рубцов, гендиректор компании «Ильюшин Финанс Ко», которая сдает Ту-204 в лизинг Red Wings. По его мнению, устранение недостатков — «вопрос нескольких недель».

Топ-менеджер одной из авиакомпаний отмечает, что максимальный срок приостановки сертификата — три месяца. «Но даже если компания приостановит полеты на два месяца, уже можно говорить, что она в очень сложном финансовом состоянии, почти предбанкротном. За это время будут копиться долги по лизинговым платежам, по другим обязательствам»,-- поясняет он. Глава Infomost Борис Рыбак подтверждает, что даже краткосрочный сбой финансового потока создает серьезные проблемы авиакомпании, справиться с которыми достаточно сложно. Между тем, добавляет эксперт, «проблема, судя по всему, выявлена комплексная и потребует дополнительных мер, в том числе от производителя самолетов».

Кроме Red Wings Ту-204 эксплуатирует подконтрольная «Аэрофлоту» авиакомпания «Владивосток Авиа» (шесть самолетов). В «Аэрофлоте» вчера заверили, что никаких инцидентов с Ту-204 «за последнее время не было». Но этот самолет экономически неэффективен, добавил источник в авиакомпании, по возможности «мы быстро будем выводить его из своего парка».

Евгений Тимошинов, Елизавета Кузнецова