Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 января 2013, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД

Китайская Geely хочет въехать в Россию через Белоруссию

Этим летом в России начнутся продажи китайских седанов Geely, собранных в свободной экономической зоне «Минск». Главная цель китайцев – завоевать не скромный белорусский, а крупный российский рынок. Белорусская прописка позволяет Geely сбывать машины в России недорого, конкурируя с АвтоВАЗом. Россия решительно против.

Первые собранные в Белоруссии китайские легковые автомобили Geely появятся в продаже, скорее всего, в феврале, сообщил в четверг глава белорусского министерства промышленности Дмитрий Катеринич. А уже в середине этого года можно ожидать поставки китайских автомобилей из Белоруссии в Россию, добавил он.

По его словам, ориентировочная цена автомобилей – а это седаны среднего класса – составит 12990 долларов (390 тыс. рублей). Ранее сообщалось, что это может быть новая модель компании Geely SC7, представленная в 2011 году на Пекинском автосалоне. Китайская корпорация Geely в 2011 году создала в Белоруссии совместное производство «БелДжи» с фирмой «БелАЗ» (50% в СП) и «СоюАвтоТехнологии» (17,5%). Китайцам в этом проекте принадлежит 32,5%. «БелДжи» организовала сборку легковых автомобилей на реконструированных площадях Борисовского завода «Автогидроусилитель». Уже собрана первая партия седанов Geely и планируется сборка китайских кроссоверов.

Имеющиеся производственные площади рассчитаны на сборку до 10 тыс. автомобилей в год. Однако в сентябре на площадке между городами Борисов и Жодино, на территории свободной экономической зоны «Минск» планируется начать строительство нового автосборочного завода мощностью до 120 тыс. автомобилей в год. Ранее сообщалось, что завод может выйти на такую мощность к 2016 году.

Главная цель китайской Geely – через Белоруссию войти на российский рынок с привлекательным по цене автомобилем. Белорусский рынок по сравнению с российским является совсем крохотным: продать 120 тыс. китайских машин там просто нереально. Так, в 2011 году в Белоруссии было реализовано всего около 17 тыс. иномарок, тогда как в России – 2,6 млн машин.

В России организовать производство китайским автокомпаниям сложно, а импортировать машины невыгодно, так как из-за высоких таможенных пошлин и утилизационного сбора они теряют свою главную конкурентоспособность – низкую цену.

Китайские автомобили Geely, собранные в Белоруссии, получат льготные условия при поставке в Россию. Напомним, что пошлины на автомобили в рамках Таможенного союза ранее были обнулены. А при продаже собранной в Белоруссии продукции утилизационный сбор не уплачивается. Это одна из выгод, которую дает белорусско-китайский проект по сборке легковых автомобилей: он позволяет выпускать на рынок Таможенного союза конкурентоспособный по цене автомобиль, заявил белорусский министр.

Кроме того, на автокомпоненты, которые используются для производства этих автомобилей, не будут уплачиваться таможенные пошлины. «Поэтому автомобиль будет конкурентоспособным не только на нашем рынке, но и в России и Казахстане», — подчеркнул Катеринич, передает БЕЛТА.

Отношение Москвы к китайскому автопрому было выражено еще несколько лет назад, и в достаточно жесткой форме. В 2007 году калининградский «Автотор» начал собирать на своих мощностях китайские автомобили Chery Amulet. Предприятие располагалось в особой экономической зоне, поэтому автозавод имел налоговые и таможенные льготы. Благодаря этому компания Chery смогла продавать в России модель Amulet по очень привлекательной цене.

Эти машины стали разлетаться как горячие пирожки. Из-за своей низкой цены они перетягивали на себя традиционных клиентов АвтоВАЗа. Да и иностранные автоконцерны, которые стали в это время вкладывать большие инвестиции в местные заводы, тоже были не рады такому сильному конкуренту. В итоге под давлением автомобильного лобби, которое обратилось к высшим руководителям страны с обвинением в дискриминации со стороны «Автотора», производство Chery в Калининграде прикрыли.

Планы по созданию завода в России на 50 тыс. автомобилей в год строила когда-то и китайская Great Wall. Однако промсоглашение с этой компанией Минпромторг подписывать не стал. В этой ситуации власти не только защищали АвтоВАЗо и не хотели пускать в Россию машины невысокого качества, но в целом высказывали недоверие к тому, что китайцы выполнят заявленные в своих проектах инвестиции

Планам китайской компании Geely через Белоруссию зайти на российский рынок Москва также не обрадовалась. Посол России в Минске Александр Суриков ранее уже говорил, что Россия будет против, поскольку видит в этом угрозу для своего рынка.

Суриков не отрицал, что Россия будет защищать свой автомобильный рынок. «Мы не можем запретить производство здесь китайских машин, но как это будет реализовываться на нашем рынке — это другой вопрос!» — говорил посол.

При этом посол выразил сомнение, что Geely в Белоруссии сможет создать очень дешевый китайский автомобиль, а это означает, что забрать производство автомобилей у России даже частично не удастся.

В Минпромторге РФ также указывали, что страны–члены Таможенного союза должны синхронизировать свои правила предоставления льгот. В частности, они должны налаживать автомобильное производство в соответствии с российскими условиями промышленной сборки.

Заявленная цена на китайский седан Geely в 13 тыс. долларов соответствует бюджетному классу автомобилей в России, поэтому эти машины станут прямыми конкурентами «Лад».

Однако эксперты полагают, что пока беспокоиться не о чем. «Объем производства китайских машин в Белоруссии в 10 тыс. в год – мизер, АвтоВАЗ в месяц продает в пять раз больше. Поэтому я не думаю, что этот объем как-то повлияет на позиции российских автокомпаний»,  — говорит газете ВЗГЛЯД отраслевой аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. «Для того, чтобы выйти на объем в 120 тыс. Geely потребуется как минимум года три»,  — добавляет он.

«Кроме того, в России до сих пор достаточно слабо развиты дилерские сети китайских автомобилей, в том числе Jeely. Вопрос в том, смогут ли они наладить отношения с российскими дилерами, кто возьмется их продавать в России. Логистика запчастей и послепродажного обслуживания у них пока тоже не очень развита, в отличие от западных или японских компаний», — добавляет Пак.