Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 февраля 2013, источник: БЕЛТА

Что белорусы чаще всего спрашивают у Нацбанка?

Белорусы в 2012 году чаще всего обращались в Национальный банк по вопросам льготного кредитования жилья и безналичных расчетов. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в управлении информации и общественных связей Нацбанка.

«В 2012 году в Национальный банк Беларуси поступило 2395 обращений граждан, что на 12,6% меньше, чем в 2011 году (2741 обращение). При этом уменьшение общего количества обращений граждан произошло за счет сокращения их поступления в структурные подразделения Национального банка по областям. Количество же обращений граждан в центральный аппарат Национального банка увеличилось на 10% и составило в 2012 году 1655, или 70% от числа обращений, поступивших в Национальный банк», — отмечают в Нацбанке.

Для обеспечения права граждан и юридических лиц на электронное обращение в Национальный банк на официальном сайте банка в глобальной компьютерной сети Интернет создана рубрика «Электронное обращение». В 2012 году в эту рубрику поступило 566 обращений, или 34% от общего числа обращений в центральный аппарат Национального банка.

Из общего количества поступивших в Национальный банк обращений граждан 179 являются повторными, 18 — анонимными. Наибольшее число обращений граждан поступило из Минска — 802, или 50,4% от общего числа обращений граждан. Из Минской области поступило 187 обращений (11,8%), из Брестской области — 133 (8,4%), из Гомельской области — 103 (6,5%), из Гродненской области — 96 (6%), из Витебской области — 111 (7%), из Могилевской области — 110 (6,9%), из стран ближнего зарубежья — 42 обращения (2,6%).

«Проведенный анализ показывает, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество обращений граждан в Администрацию Президента Беларуси, правительство, Комитет государственного контроля, средства массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию Национального банка, снизилось практически в 2 раза. Наблюдается также снижение количества предложений и критических замечаний граждан относительно экономической ситуации в Беларуси и проводимой денежно-кредитной политики (41 обращение по сравнению с 57 обращениями в 2011 году)», — говорится в сообщении Национального банка.

Существенно снизилось количество обращений, касающихся оказания содействия в разрешении проблем, связанных с погашением кредитов в иностранной валюте и белорусских рублях (с 284 обращений в 2011 году до 63 обращений в 2012 году). Однако в 2012 году наметилась тенденция увеличения обращений граждан по вопросам исполнения гражданами обязательств по договорам поручительства, повышения платы за банковские услуги, сопутствующие кредитованию, разъяснения отдельных норм законодательства по потребительскому кредитованию.

В связи с изменением в 2012 году подходов к кредитованию жилищного строительства значительно увеличилось количество жалоб граждан, касающихся кредитования строительства жилья с государственной поддержкой. По итогам 2012 года это первая по значимости проблема, волнующая граждан (177 обращений, в 2011 году — 53 обращения). «Граждане обращались в Национальный банк с просьбами об оказании содействия в разрешении проблемных ситуаций, связанных с финансированием строительства, ростом его стоимости, порядком и условиями предоставления льготных кредитов, задержкой финансирования по уже выделенным льготным кредитам, затягиванием сроков строительства», — пояснили в Национальном банке.

В первом полугодии отчетного периода резко возросло количество обращений граждан по вопросам изменения процентных ставок по вкладам. В качестве реагирования Национальный банк обратил внимание банков на необходимость неукоснительного соблюдения вкладополучателями порядка уведомления вкладчика об уменьшении размера процентов по вкладу и порядка применения новой процентной ставки, установленных Банковским кодексом Беларуси.

Граждане по-прежнему направляли в Национальный банк просьбы о компенсации вкладов в связи с девальвацией белорусского рубля (67 обращений по сравнению с 69 обращениями в 2011 году) и ходатайства о возврате и компенсации вкладов советского периода (62 обращения, по сравнению с 2011 годом их количество уменьшилось на 21 обращение).

Анализ обращений по итогам 2012 года показал тенденцию роста обращений по вопросам функционирования банкоматов, инфокиосков, работы с пластиковыми карточками. По сравнению с 2011 годом данный показатель увеличился в 2,4 раза (с 57 обращений в 2011 году до 137 обращений в 2012 году). «По итогам работы за 2012 год это вторая по значимости проблема, волнующая население», — уточнили в Национальном банке.

В качестве реагирования регулятор направил в адрес банков рекомендации по проведению разъяснительной работы с гражданами, обучению сотрудников банков по вопросам проведения операций с использованием банковских платежных карточек, осуществлению мониторинга работы объектов программно-технической инфраструктуры для обеспечения ее бесперебойной работы, реализации комплекса мер, необходимых для предотвращения мошеннических операций с использованием банковских платежных карточек.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию осуществления безналичных расчетов, обращают внимание в Нацбанке. В частности, постановлением Государственного комитета по стандартизации утвержден предварительный стандарт СТБ П 2289-2012 «Платежные карты. Безопасность данных. Требования и процедуры аудита безопасности», который вступает в действие с 1 июля 2013 года. Также подготовлен и находится на стадии согласования проект постановления Совета Министров и Национального банка «О плане совместных действий органов государственного управления и участников финансового рынка по развитию в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2012-2015 годы». Кроме того, постановлением правления Национального банка утверждена Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, постановлением Совета Министров и Национального банка утвержден План совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь на 2013-2018 годы.

«На совместном расширенном заседании правления Национального банка и Комитета государственного контроля 18 июля 2012 года было отмечено, что повышение качества услуг, представляемых населению, в том числе банками, является неотъемлемой частью социальной политики государства. При этом поступающие в Национальный банк обращения граждан наглядно отражают недоработки банков в части клиентской политики. В связи с этим внимание руководителей банков было обращено на повышение социальной ответственности при рассмотрении обращений граждан по спорным вопросам», — сказано в сообщении Национального банка.

Результаты анализа показали, что за отчетный период в Национальный банк поступило 697 обращений по вопросам деятельности банков, что составило 31% от общего количества обращений. По сравнению с 2011 годом объем обращений по вопросам деятельности банков практически не уменьшился (697 обращений в 2012 году, 708 — в 2011 году).

Национальным банком 9 июля 2012 года введен в эксплуатацию контакт-центр, созданный для оперативного предоставления справочной и консультационной информации физическим и юридическим лицам, обратившимся в центробанк посредством телефонной связи, по вопросам основных направлений деятельности Национального банка, базовым вопросам экономики и финансовых рынков, реализации денежно-кредитной политики, работы банковской и платежной систем Беларуси. В июле-декабре 2012 года контакт-центром Национального банка обработано 5254 обращения (из них 3526 — обращений физических лиц, 1728 — юридических лиц).