Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 февраля 2013, источник: Газета Коммерсантъ

Российские банки набивают себе рейтинг

В рейтинге банковских брендов мира, ежегодно составляемом журналом The Banker, три российских банка по итогам 2012 года оказались в числе наиболее быстро дорожающих — благодаря структурным изменениям бизнеса. В топ-20 самых дорогих брендов по-прежнему входит лишь Сбербанк.

Американский журнал The Banker опубликовал рейтинг 500 самых дорогих банковских брендов в мире на 2013 год (по итогам 2012-го). Лидером по стоимости бренда стал американский Wells Fargo ($26 млрд), потеснивший с первой строчки британский HSBC. Банки США лидируют и в «командном зачете» — 93 американских бренда оцениваются в $230,6 млрд.

The Banker использует методику, основанную на оценке денежных потоков, генерируемых банками, чистой прибыли, размера активов, географии присутствия, масштабов бизнеса, стоимости товарного знака и связанных с интеллектуальной собственностью прав. Кроме того, используется модель прогнозных оценок роста финансовых показателей банка.

Из российских банков в топ-20 рейтинга традиционно входит лишь Сбербанк, на долю которого приходится около трети активов всего российского банковского сектора, в этом году он поднялся с 17-го на 13-е место ($14,16 млрд рост на $3,4 млрд). «У бренда Сбербанка наиболее длинная история из российских банков, что вызывает большее доверие у людей. Помимо прочего, все знают, что Сбербанк поддерживается государством»,-- отмечает гендиректор агентства PRpartner Инна Алексеева. «До тех пор пока Сбербанк будет настолько больше всех банков на российском рынке, вряд ли кто-то еще сможет занимать такие же высокие места»,-- говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.

В целом же российские банки показали неплохие результаты — у всех восьми банков, входящих в топ-500, стоимость брендов выросла, например бренд ВТБ подорожал с $1,8 млрд до $2,34 млрд (рост в рейтинге с 87-й до 80-й позиции). Однако бренду «Уралсиб» 24-процентного роста стоимости не хватило для того чтобы сохранить позицию в рейтинге, и он опустился с 399-й на 403-ю строчку.

При этом три российских банковских бренда попали в топ-20 самых быстро дорожающих. Это Банк Москвы (поднялся со 190-е места на 104-е), Номос-банк (с 433-го на 358-е) и Росбанк (с 294-го на 241-е). Каждый из этих банков к началу 2012 года завершил важные структурные изменения бизнеса. Так, в декабре 2011 года был завершен процесс консолидации российских активов группы Societe General на базе Росбанка. В 2011 году в Банке Москвы происходил процесс смены собственников, в отношении банка была запущена процедура финансового оздоровления, и он вошел в группу ВТБ. В 2012 году у банка уже не было таких потрясений, он смог улучшить свое финансовое положение. «У Номос-банка, как и у Росбанка, происходил процесс укрупнения за счет приобретения Ханты-Мансийского банка, вероятно, именно это привело к росту стоимости его бренда»,-- говорит Михаил Матовников. По его мнению, сделка по консолидации Номос-банка с ФК «Открытие», анонсированная в 2012 году, может в дальнейшем негативно сказаться на позициях банка в рейтинге, так как предполагает вывод акций Номос-банка с рынка, то есть переход его в разряд непубличных. Методика составления рейтинга такова, что для анализа берутся данные из открытых источников и непубличные банки в него практически не попадают.

Появление новых российских банков в рейтинге возможно при выходе их на IPO, говорит господин Матовников, хорошие позиции в этом случае мог бы иметь Газпромбанк.

Елена Побережская, Ксения Дементьева