Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 апреля 2013, источник: ПРАЙМ

Сечин поддаст газу

МОСКВА, 4 апр — Прайм. Игорь Сечин, менее чем за год создавший из «Роснефти» крупнейшую в мире публичную нефтяную компанию, не собирается останавливаться на достигнутом: теперь он всерьез заинтересовался газовой составляющей своего бизнеса и претендует на вотчины «Газпрома» — не только добычу, но и сжижение газа, и экспорт СПГ, и даже производство газомоторного топлива

«Учитывая колоссальную ресурсную базу, которой обладает “Роснефть”, газовый бизнес является одним из ключевых направлений в работе компании. Основные направления развития газовой стратегии “Роснефти” лежат в зоне соприкосновения ресурсных возможностей самой “Роснефти”, ее газовых активов и совместных проектов с участием других игроков газового рынка, в частности “Итеры”, — сказал агентству “Прайм” представитель компании.

СВОЯ РУКА ВЛАДЫКА

На этой неделе первый вице-президент “Роснефти” Эдуард Худайнатов был назначен генеральным директором — председателем правления нефтегазовой компании (НГК) “Итера”, 51% которой с августа прошлого года принадлежит “Роснефти”. Неделей ранее Сечин сообщал, что компания усиливает блок по развитию газовых проектов, которые будут консолидироваться под руководством Худайнатова. А в ноябре он не исключал, что “Итера” может стать оператором всех газовых активов крупнейшей российской нефтяной компании.

“Учитывая то, что „Роснефть“ является держателем контрольного пакета акций в СП с „Итерой“, то можно говорить о разных вариантах функционального взаимодействия и структурного построения механизмов реализации газовой стратегии „Роснефти“, — сказал в четверг „Прайму“ представитель компании.

В феврале 2012 года „Роснефть“ и „Итера“ заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого компании совместно работают на газовых активах группы „Итера“ и принадлежащих „Роснефти“ месторождениях Кынско-Часельской группы. В дальнейшем планировалась передача в совместную компанию других газовых активов „Роснефти“.

„Главной задачей, которую сегодня ставят перед собой партнеры по совместному предприятию ‘Роснефть’ и ‘Итера’, — создание флагмана российского рынка природного газа. Сейчас, благодаря масштабу бизнеса НК ‘Роснефть’ и знанию рынка газа командой НГК ‘Итера’, у нас есть все возможности и ресурсы для достижения поставленной цели“, — сказал после назначения нового главы „Итеры“ ее совладелец Игорь Макаров, возглавивший совет директоров НГК.

По классификации SEC запасы газа „Роснефти“ по итогам прошлого года выросли в 1,3 раза — до 753 миллиардов кубометров, в основном за счет приобретения месторождений „Итеры“. Кроме того, компания DeGolyer & MacNaughton провела аудит ресурсов „Роснефти“, которые в 1,5 раза превысили уровень конца 2011 года и достигли 964 миллиардов кубометров газа. Рост связан в основном с получением лицензий на участки шельфа Баренцева и Печорского морей.

ТРИ ВОЛШЕБНЫХ БУКВЫ — СПГ

Именно серьезные ресурсы газа на шельфе заставили „Роснефть“ открыто включиться в борьбу за демонополизацию экспорта газа. В феврале на заседании президентской комиссии по ТЭК глава „Роснефти“ впервые открыто попросил о либерализации экспорта СПГ, заявив, что почти половина ресурсов компании на шельфе приходится на газ, а это порядка 21 триллиона кубометров, и по закону она обязана его добыть.

„Роснефть“ предлагает разрешить экспорт СПГ с месторождений, расположенных частично или полностью в границах морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в Азовском море, а также на полуостровах Ямал и Гыдан в ЯНАО. Именно на этих полуостровах работает автор идеи либерализации экспорта СПГ — крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭК, одним из акционеров которого является известный российский бизнесмен Геннадий Тимченко.

Сечин пообещал, что предлагаемая либерализация экспорта СПГ не нанесет ущерба интересам „Газпрома“, так как поставки будут снабжать принципиально другие рынки — Азиатско-Тихоокеанского региона, а если туда не придет российский газ, то их займут другие игроки. На рынки АТР давно собирался выйти „Газпром“, но, видимо из-за отсутствия конкуренции, он был слишком нетороплив, в чем его неоднократно упрекали эксперты.

„Роснефть“ же, похоже, напротив настроена на быстрый результат. В частности, на этой неделе Сечин сообщил, что компания и американская ExxonMobil обсуждают возможность строительства завода по сжижению газа в рамках проекта Point Thomson на Аляске для поставок в страны АТР, спрос на СПГ в которых к 2018 году почти удвоится. Также „Роснефть“ и Exxon изучают возможность строительства завода СПГ на Сахалине, по словам Сечина, чтобы заходить на рынок АТР не только с ресурсами Exxon на Аляске, но также и с ресурсами сахалинских месторождений „Роснефти“.

В начале марта Сечин говорил, что компания уже приступила к переговорам с потенциальными заинтересованными потребителями о будущих поставках СПГ. Незадолго до этого он провел переговоры в Китае, Японии и Южной Корее, где в том числе обсуждал и сотрудничество в сфере СПГ.

ЕВРОПА ПРЕТКНОВЕНИЯ?

Впрочем еще в феврале президент РФ Владимир Путин заподозрил главу „Роснефти“ в лукавстве и выразил опасения, что газ „Роснефти“ все-таки попадет на спотовый рынок Европы.

Замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что перспективы либерализации экспорта газа из России напрямую связаны с тем, найдут ли лоббисты этой темы адекватное экономическое и политическое обоснование для главы государства.

„На мой взгляд, риски здесь очень высоки. Предлагаемые в настоящее время проекты и идеи в акватории арктических морей будут так или иначе ориентированы на рынок Европы, создавая дополнительное давление на рыночные позиции ‘Газпрома’. Учитывая, что государство освободило ‘Ямал СПГ’ от НДПИ и экспортной пошлины, и другие СПГ-проекты тоже потребуют существенных преференций, вытеснение трубопроводного российского газа российским же сжиженным газом приведет к прямым потерям бюджета“, — считает эксперт.

По его оценке, при цене 400 долларов за тысячу кубометров поставка каждой тонны СПГ изымет из госказны 156 долларов. Планируемая мощность завода НОВАТЭКа на Ямале — 16,5 миллиона тонн. „Даже половина этого газа в Европе означает потерю бюджетом 1,2 миллиарда долларов. Не говоря уже о том, что ‘Газпром’ по поручению руководства страны строит фактически новую дорогостоящую систему трубопроводных поставок в Европу в обход традиционного советского маршрута, который отошел Украине“, — отмечает он.

ШЕЛЬФ РАЗДОРА

В середине марта выяснилось, что конфликт между „Роснефтью“ и „Газпромом“ есть и по поводу распределения участков российского шельфа. Правительство на совещании в январе предварительно одобрило выдачу „Роснефти“ и „Газпрому“ лицензий на 12 и 17 участков арктического шельфа соответственно. „Роснефть“ свои участки получила и уже даже привлекла к разработке семи из них зарубежного партнера — американскую ExxonMobil. Однако позднее „Роснефть“ подала заявки еще на восемь участков, в том числе на три из тех, что должны быть переданы „Газпрому“. В качестве аргумента „Роснефть“ указала, что „Газпром“ не имеет намерений самостоятельно разрабатывать ряд месторождений, планируя передать права на них „Газпром нефти“.

Как говорил замглавы Минприроды Денис Храмов, спорные участки находятся в Карском и Восточно-Сибирском морях. Министр природных ресурсов Сергей Донской сначала сказал, что „Газпрому“ должны быть переданы те участки на арктическом шельфе, которые содержат перспективные месторождения газа, однако в марте свое мнение изменил: компании должны договориться между собой.

Сечин же заявил, что „Роснефть“ обладает необходимой компетенцией и партнерами для добычи как нефти, так и газа на шельфе. Он отметил, что все месторождения на шельфе являются нефтегазовыми, нет жесткого разделения по ресурсам. „Это углеводородные месторождения, и мы в соответствии с обязательствами должны добывать все ресурсы. Мы не можем добыть что-то одно: надо работать и по нефти, и по газу“, — сказал глава „Роснефти“.

ГАЗ В МОТОРЫ

В своем наступлении на „Газпром“ „Роснефть“ задействовала все направления, в том числе и одну из любимых тем газового холдинга — газомоторное топливо. В четверг „Роснефть“ и компания „Русские машины“ Олега Дерипаски договорились о сотрудничестве в области производства и реализации газомоторного топлива в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае, а также на основных автомагистралях европейского направления.

„До середины апреля будет создана специальная рабочая группа из представителей ‘Роснефти’ и ‘Русских машин’. В компетенции группы будет находиться выработка концептуальной модели реализации проекта, а также поэтапное выполнение календарного плана работ. Сроки очень сжатые. Предстоит много работы“, — рассказал представитель „Роснефти“.

„Роснефть“ рассмотрит возможность предоставления на своих АЗС мест для размещения газовых заправочных модулей, а также их обеспечения газом. „Русские машины“ в свою очередь могут предоставить технические решения по модулям компримированного природного газа для АЗС „Роснефти“ и ее „дочек“ в рамках программы развития автотранспорта, работающего на газовом топливе.

„Мы подписали меморандум, который был подготовлен в кратчайшие сроки и предусматривает нашу работу по производству газомоторного топлива в стране на базе технологических решений, которые применяются ‘Русскими машинами’. Компания ‘Роснефть’ в свою очередь обеспечит необходимым объемом топлива всех потребителей. И потребители газомоторного топлива получат существенную экономию при эксплуатации этих автомобилей“, — заявил Сечин.

Евгения Соколова