Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 апреля 2013, источник: Газета Коммерсантъ

FESCO расплатилась сама за себя

Группа FESCO, перешедшая несколько месяцев назад под контроль группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, по итогам 2012 года получила 533 млн руб. убытка против прибыли год назад. Компания объясняет потери переоценкой и снижением стоимости судов на фоне неблагоприятной рыночной ситуации. Но положение FESCO осложняет то, что компания фактически финансировала собственную продажу группе «Сумма»

Транспортная группа FESCO опубликовала финансовые результаты за 2012 год по МСФО. Выручка FESCO выросла на 23%, до 37,2 млрд руб., прибыль от операционной деятельности сократилась в 3,3 раза, до 724 млн руб. При этом группа получила чистый убыток в размере 533 млн руб. против 856 млн руб. чистой прибыли в 2011 году. В FESCO «Ъ» пояснили, что на показатель чистой прибыли группы повлияла переоценка судов, вылившаяся в 3 млрд руб. убытка. Обесценение судов связано с «неблагоприятной рыночной ситуацией и общим падением их стоимости», говорят в группе. Кроме того, FESCO выплатила штраф 822 млн руб. за отказ от продажи «Нефтетранссервису» железнодорожного оператора «Трансгарант».

Одновременно в 2012 году изменилась бизнес-модель FESCO — ее морской дивизион перестал быть самостоятельным крупным направлением и сейчас лишь обслуживает линейно-логистическое подразделение. Значительная доля судов (11 штук) была продана в декабре 2012 года бывшему контролирующему акционеру, группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова, за 4,9 млрд руб. Прибыль от продажи судов составила 311 млн руб. Среди сегментов работы FESCO в 2012 году наиболее прибыльными оказались железнодорожный (выручка выросла на 13%, до 10,9 млрд руб.) и линейно-логистический дивизионы (выручка — 19,6 млрд руб., рост на 10%), портовый бизнес принес 6,5 млрд руб., на 6% меньше, чем в 2011 году.

Ирина Ступаченко из банка «Открытие Капитал» отмечает, что в 2013 году FESCO следует ожидать позитивного эффекта от консолидации Владивостокского морского торгового порта на протяжении всего года (вместо только трех кварталов в 2012 году), а также от продажи судов, приносивших убытки. Но, уточняет аналитик, FESCO фокусируется на развитии контейнерного бизнеса, перспективы которого сейчас слабые на фоне замедления роста ВВП, а также получает значительную часть дохода от транспортировки угля по железной дороге, где падают тарифы; «возникают сомнения, сможет ли компания показать результаты не ниже прошлого года». При этом смена акционеров группы привела к существенному росту ее долговой нагрузки.

По данным отчета FESCO, сейчас группа «Сумма» владеет 32,5% акций головной компании FESCO ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП). GHP Group Марка Гарбера принадлежат 23,8% акций ДВМП, фонду TPG — 17,4%, East Capital — 4,9%. ЕБРР, владевший 3,8% акций ДВМП с 2008 года, вышел из структуры акционеров.

В отчетности впервые раскрываются условия, на которых «Сумма» совместно с GHP Марка Гарбера купила FESCO в середине декабря 2012 года. Сумма сделки превысила $1 млрд и во многом была обеспечена самой группой. Для этого предприятия FESCO привлекли кредиты на $540 млн, выдав их «в качестве займа новым акционерам группы». Ставка по кредитам колеблется в диапазоне LIBOR+ 6.6-7,6%. Из общей суммы долга $400 млн средств взял ЗАО «Владивостокский контейнерный терминал» (срок погашения — 2017 год), а еще $140 млн — Halimedia под залог 23,67% акций «Трансконтейнера» (срок погашения — 2014 год). Сама «Сумма» при этом должна полностью рассчитаться с FESCO только в 2019 году. Займ по «Трансконтейнеру» имеет сложную структуру, уточнили «Ъ» в FESCO, и представляет собой несколько взаимосвязанных своповых и форвардных сделок с банками с учетом динамики стоимости «Трансконтейнера». Halimedia может гасить кредит за счет дивидендов «Трансконтейнера», продажи его акций либо «средствами, полученным от погашения займа связанными сторонами».

Кроме того, дочерние предприятия FESCO выдали банковские гарантии на кредиты, полученные новыми акционерами на $400 млн, а залоговым обеспечением по кредитам являются также 13 судов остаточной стоимостью 1,4 млрд руб. В залог передана и часть вагонов группы (на 3,85 млрд руб.). «Сумма» продолжает переговоры с банками (в частности, Сбербанком и ВТБ) о возможности реструктуризации долгов FESCO.

Елена Садовская из RMG отмечает, что декларированный группой в отчетности чистый долг в размере $688 млн не включает в себя гарантии по кредитам акционеров, поэтому соотношение показателя EBITDA к чистому долгу все еще находится на приемлемом уровне 2,5. Но инвесторам и акционерам важно понимать, какой объем долговой нагрузки может быть в случае наихудшего развития событий, например, банкротства «Суммы». Тогда FESCO будет рассчитываться по дополнительным долгам и показатель EBITDA к долгу вырастет почти до четырех.

Елизавета Кузнецова, Евгений Тимошинов