Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 апреля 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Дальневосточные порты ищут свободную зону

Правительство решило стимулировать развитие морских портов Дальнего Востока через создание особых экономических зон (ОЭЗ). Кроме расширения ОЭЗ «Советская Гавань» до порта Ванино, решение по которому фактически принято, Минэкономики по поручению Дмитрия Медведева рассмотрит вопрос о еще одной зоне — в порту Восточный и бухте Троицы. Восточный не впервые пытается получить статус ОЭЗ, и в прошлый раз ему было отказано. Но у проекта появились новые лоббисты. Сейчас в нем заинтересованы УГМК, Global Ports и группа «Сумма», которые хотят развивать терминалы в этих портах

Правительство решило стимулировать развитие морских портов Дальнего Востока через создание особых экономических зон (ОЭЗ). Кроме расширения ОЭЗ «Советская Гавань» до порта Ванино, решение по которому фактически принято, Минэкономики по поручению Дмитрия Медведева рассмотрит вопрос о еще одной зоне — в порту Восточный и бухте Троицы. Восточный не впервые пытается получить статус ОЭЗ, и в прошлый раз ему было отказано. Но у проекта появились новые лоббисты. Сейчас в нем заинтересованы УГМК, Global Ports и группа «Сумма», которые хотят развивать терминалы в этих портах.
Минэкономики совместно с администрацией Приморского края рассмотрит вопрос о создании ОЭЗ портового типа в порту Восточный и бухте Троицы, сообщил источник «Ъ» в правительстве. В министерстве подтвердили, что есть соответствующее поручение премьера Дмитрия Медведева, работа начнется «после представления администрацией Приморского края соответствующих документов».

Для резидентов портовых ОЭЗ обнуляются налоги на имущество, землю, транспортный налог. Дополнительно региональные власти могут добавить льготу по налогу на прибыль. Иностранные товары (оборудование, сырье, стройматериалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Среди других преференций — выкуп земельного участка по льготной цене, строительство инфраструктуры за счет государства. Для получения статуса резидента нужно предложить профильный для зоны инвестиционный проект.

На Дальнем Востоке уже есть портовая ОЭЗ «Совгавань». В Минэкономики уточнили, что «фактически решен» вопрос о ее расширении до порта Ванино, в чем заинтересованы «Мечел», Геннадий Тимченко и Руслан Байсаров, которые хотят там строить кэптивные угольные терминалы. Но есть несколько нерешенных вопросов. Так, будут вноситься изменения в нормативную базу: пока портовые ОЭЗ можно создавать только на участках, которые имеют общую границу или объединены акваторией одного порта, причем их площадь должна составлять не более чем 50 кв. км.

Моисей Фурщик, управляющий партнер «Финансового и организационного консалтинга» (компания консультирует власти Хабаровского края по расширению портовой ОЭЗ «Совгавань»), отмечает, что порт Восточный уже давно претендует на статус экономической зоны. «Заявка подавалась еще в 2008 году, но тогда Минэкономики ее отклонило, отдав предпочтение “Совгавани”. Сейчас проекты вполне могут развиваться параллельно»,-- отметил эксперт. В Минэкономики говорят, что заявка на создание ОЭЗ в порту Восточный в 2008 году не соответствовала требованиям законодательства.

В создании ОЭЗ в Восточном заинтересован в первую очередь «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК Искандара Махмудова и его партнеров). Он контролирует в порту Восточный крупнейший в стране угольный терминал — ОАО «Восточный порт» (в 2012 году перевалка составила 18 млн тонн). Сейчас начинается строительство третьего перегрузочного комплекса, в результате общая пропускная способность возрастет к 2019 году до 35 млн тонн. Кроме того, структуры близкой к УГМК «Трансгрупп» до последнего времени контролировало ОАО «Морской порт в бухте Троицы», которое занимается, в частности, перегрузкой автомобилей и планировало построить в порту контейнерный терминал. В порту Восточный есть актив и у Global Ports — Восточная стивидорная компания. Это контейнерный терминал на 550 тыс. TEU в год и угольный — на 1 млн тонн. У компании есть возможность увеличить мощность контейнерного терминала до 2,2 млн TEU, угольного — до 3 млн тонн. Развитие будет идти по «мере росте спроса». «Транснефти» в Восточном принадлежит спецморнефтепорт Козьмино мощностью перевалки 15 млн тонн нефти в год. В госкомпании заявили, что еще не определились с перспективами этого актива.

Но больше всех от создания ОЭЗ может выиграть группа «Сумма». В бухте Троицы она хочет построить зерновой терминал в рамках совместного проекта с Объединенной зерновой компанией. О проекте было заявлено на саммите АТЭС во Владивостоке, «Сумма» договорилась о кредите с ВЭБом. Объем инвестиций в проект глава ВЭБа Владимир Дмитриев оценил в 8 млрд руб., общая мощность перевалки — до 11 млн тонн зерна в год. Вчера в ВЭБе заявили, что по-прежнему заинтересованы в проекте. Но, добавил источник в госкорпорации, «после саммита никаких движений со стороны “Суммы” не было». Кроме того, у «Суммы» есть участок земли в порту Восточный. Глава группы Зиявудин Магомедов в 2011 году говорил, что там планируется построить терминал мощностью 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Объем вложений оценивался примерно в 9-10 млрд руб. Но этот проект пока также не реализуется. Источник в «Сумме» заверил, что ни от одного проекта группа не отказывается, причем просчитывала их экономику без учета создания ОЭЗ. Если появится зона, добавил собеседник «Ъ», это станет дополнительным плюсом.

Евгений Тимошинов