Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 апреля 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

ЛУКОЙЛ застрял на болгарской таможне

У ЛУКОЙЛа возникли очередные проблемы с болгарскими властями. На этот раз конфликт разгорелся с таможенным агентством, которое отозвало у российской компании лицензию на хранение топлива НПЗ в Бургасе из-за счетчиков нефтепродуктов. Это грозит остановкой завода в ближайшее время. Эксперты считают, что претензии к ЛУКОЙЛу, как и летом 2011 года, связаны с политической борьбой внутри страны. В самой компании происходящее называют «произволом», рассчитывая в ближайшие дни разъяснить ситуацию в диалоге с правительством Болгарии.

Таможенное агентство Болгарии отозвало лицензию на хранение топлива на НПЗ ЛУКОЙЛа в Бургасе, сообщило вчера ведомство. Там пояснили, что решение было принято по итогам проверок средств учета топлива, проведенных 9-12 апреля. «Некоторые датчики не функционировали, в работе одного из них были зафиксированы отклонения, другие не передавали данные в таможенное агентство»,-- говорится в сообщении ведомства. По результатам проверки также были уволены четыре сотрудника самого агентства. Решение об отзыве лицензии может быть обжаловано в суде, уточняют чиновники.

ЛУКОЙЛ отреагировал на ситуацию жестко. «Аннулирование лицензии — следующий шаг продолжающегося административного произвола, который осуществляет глава Таможенной службы Болгарии Ваньо Танов по отношению к “ЛУКОЙЛ Болгария”»,-- говорится в пресс-релизе компании. Она также обвинила сотрудников агентства в «некомпетентности».

Пока, сообщил «Интерфаксу» гендиректор «ЛУКОЙЛ Болгария» Валентин Златев, НПЗ «работает в прежнем режиме, решение о его остановке не принято». Но источник «Ъ» в ЛУКОЙЛе уточнил, что из-за отзыва лицензии по продуктопроводу нельзя качать топливо, нефтебазы не смогут его продавать. «В общем, работать нельзя»,-- говорит собеседник «Ъ». По словам господина Златева, в ближайшие дни ситуация будет обсуждаться на встрече с премьером страны Марином Райковым.

Это не первые проблемы ЛУКОЙЛа в Болгарии. Работа НПЗ в Бургасе мощностью 8,8 млн тонн была приостановлена в июле 2011 года, из-за того что на нем отсутствовали системы учета, хотя, согласно законодательству, компания должна была установить их в начале 2011-го. Тогда в правительстве страны стали подозревать, что ЛУКОЙЛ может заниматься фиктивным экспортом, из-за чего бюджет страны потерял €250 млн. Сам НПЗ обеспечивает почти 30% рынка топлива Болгарии, компания также владеет в стране сетью из 200 АЗС. В 2011 году, обжаловав решение чиновников через суд, ЛУКОЙЛ договорился с властями во внесудебном порядке, пообещав установить приборы. Тем же летом болгарские власти заподозрили компанию в монополизме, но ей удалось доказать, что стоимость топлива повышалась в соответствии с мировой конъюнктурой.

По мнению болгарских экспертов, проблемы ЛУКОЙЛа с властями страны имеют «политический характер». Как заявил «Ъ» председатель Болгарской нефтегазовой ассоциации Андрей Делчев, София таким образом готовится к досрочным выборам, запланированным на 12 мая. Эксперт подчеркивает, что, даже если датчики установлены неправильно, у ЛУКОЙЛа не было технологической возможности проводить «какие-либо махинации с нефтью». Господин Делчев отмечает, что претензии к ЛУКОЙЛу в 2011 году также были связаны с политическими факторами в преддверии выборов президента страны, а в конце концов результаты проверки ничего не показали и про историю забыли.

Кирилл Мельников; Николай Марченко, София