Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 апреля 2013, источник: Газета Коммерсантъ

«Роснефть» выходит на новый путь

В расстановке сил на самом доходном сегменте российского железнодорожного рынка — по перевозке нефти и нефтепродуктов — грядут перемены. «Роснефть», на которую приходится пятая часть этих перевозок, начинает распределять их через тендеры. В результате операторы могут «с чистого листа» претендовать на 40 млн тонн нефтяных грузов в год. Контракты общей ценой более 13 млрд руб. будут заключаться с 1 июля на год. Эксперты считают, что состав основных партнеров в лице Первой грузовой компании, «Нефтетранссервиса» и «Трансойла» «Роснефть» сохранит, но их доли могут измениться, а серьезную конкуренцию составят АФК «Система» и Globaltrans.

Три источника «Ъ» на железнодорожном рынке сообщили, что дочерняя компания «Роснефти» «РН-транс» готовится объявить тендеры на перевозку нефти и нефтепродуктов. По словам собеседников «Ъ», конкурсная документация будет опубликована к середине мая, итоги тендеров подведут в течение июня. «С 1 июля уже начнут действовать новые контракты. Ожидается, что они будут заключаться на 9-12 месяцев, хотя надо дождаться итогового варианта конкурсной документации»,-- отметил один из собеседников «Ъ». Все источники при этом утверждают, что объемы «Роснефти» слишком велики, чтобы выставлять их на тендер одним лотом. Скорее всего, будет несколько конкурсов — по разным направлениям перевозок и НПЗ, говорят собеседники «Ъ». В «Роснефти» на запрос «Ъ» не ответили.

На тендеры будут выставлены крупнейшие объемы перевозок нефти и нефтепродуктов в стране. По данным источников «Ъ», работающих с госкомпанией, это 40-50 млн тонн в год.

Впрочем, часть объемов перевозит сам «РН-транс», их на тендер могут не выставить (компания арендует несколько тысяч цистерн у «УВЗ Логистики», срок договора — до конца года). На конкурсах будет распределено около 40 млн тонн, прогнозируют потенциальные участники тендеров. В зависимости от сезонности «Роснефти» постоянно необходимо 30-40 тыс. цистерн. Только вагонная составляющая заказа (с которой получает доход оператор), как оценивают источники «Ъ», превысит 13 млрд руб.

Госкомпания впервые выставит свои объемы на тендеры, до сих пор она заключала контракты с операторами напрямую. К проведению тендеров ее вынуждает 223-ФЗ, который с 1 июля 2013 года предписывает закупать товары и услуги через конкурентные процедуры не только госкомпаниям, но также их дочерним структурам. «Компания могла бы отложить проведение тендеров, если бы у нее на 1 июля еще действовали контракты. Но они как раз истекают»,-- говорит источник на рынке. Закон распространяется и на «Газпром нефть», но там не комментируют ни нынешнюю систему организации железнодорожных перевозок, ни возможные планы по проведению тендеров.

Для недавно приобретенной «Роснефтью» ТНК-ВР проводить такие тендеры не планируется, у нее есть действующие соглашения с операторами, подчеркивают собеседники «Ъ». Тем более что ТНК-ВР еще с 2010 года стала выставлять свои объемы перевозок по железной дороге на тендеры (на тот момент — около 27 млн тонн в год). В компании подчеркивали тогда, что «это уникальный опыт для России». ТНК-ВР выбирала предложение «лучшего коэффициента дисконтирования к базовой стоимости перевозки, определенной по формуле цены». Источники в компании говорят, что «тендеры были реально конкурентными».

Основным партнером «Роснефти» по перевозке нефти и нефтепродуктов сейчас является крупнейшая в стране Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. На ее долю приходится, по разным оценкам, 35-45% от общих объемов. Среди других крупных партнеров — «Трансойл» и «Нефтетранссервис» (НТС). В ПГК и НТС подтвердили, что готовы участвовать в тендерах. В «Трансойле» заявили, что «рассмотрят условия».

Участники рынка не ждут, что структура партнеров «Роснефти» по итогам тендеров сильно изменится. «Почти наверняка получат часть лотов и НТС, и ПГК, и “Трансойл”. Другое дело, что вполне могут измениться их доли, конкуренция ожидается серьезная»,-- полагает один из собеседников «Ъ». Другой добавляет, что в тендерах наверняка примут участие «СГ-транс» (принадлежит АФК «Система»), а также Globaltrans, которые «вполне способны развернуть борьбу за отдельные лоты». Половину цистерн «СГ-транса» и так может использовать «РН-транс» по действующему контракту, но источник «Ъ», близкий к «Системе», подтверждает интерес к тендерам. В Globaltrans от комментариев отказались.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечают, что на рынке растет профицит цистерн. С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 на участке Сковородино--Хмыловский может высвободиться 7-8 тыс. единиц парка, после подключения Хабаровского НПЗ к трубе — еще 3-4 тыс. Поэтому, говорит Владимир Савчук из ИПЕМа, «Роснефть» оказалась в выигрышном положении. Операторы будут стремиться обеспечить себя грузовой базой и наверняка окажутся готовы предложить на торгах дисконт. При прозрачной процедуре торгов, полагает эксперт, госкомпания может серьезно снизить стоимость перевозок.

Евгений Тимошинов