Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Верфи придержат за шельф

«Ъ» стали известны детали альтернативных концепций развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые будут обсуждаться 21 мая на совещании у Владимира Путина. Сама ОСК настаивает на масштабных вложениях в ее предприятия, критикуя госпрограмму развития судостроения, где упор сделан на финансирование научных разработок. Но в Минпромторге считают первичным именно научно-технический прорыв — производство же судов может быть передано на разные верфи, вплоть до иностранных. Фактически речь идет о том, что ОСК сконцентрируется на военных заказах, а в России появится новый центр для обеспечения судами шельфовых проектов.

Совещание у президента Владимира Путина, на котором будет обсуждаться стратегия развития ОСК и российского судостроения в целом, состоится 21 мая, рассказали «Ъ» несколько источников, знакомых с ситуацией. Это подтвердил «Ъ» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, уточнив, что список участников пока не утвержден. Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, рассказывают, что существует два основных варианта концепции развития ОСК. Один из них был разработан рабочей группой, в которую в основном входили представители нынешнего менеджмента во главе с вице-президентом Валерием Биндасом. «Эта концепция во многом основана на продолжении модели, которая была заложена еще при экс-главе ОСК Романе Троценко, она основывается на передаче больших полномочий субхолдингам внутри ОСК и строительстве новых верфей»,-- говорит источник «Ъ». Другую модель видит Минпромторг (именно он выдвинул кандидатуру будущего президента ОСК Владимира Шмакова — см. «Ъ» от 16 мая), она соотносится с госпрограммой «Развитие судостроительной промышленности» до 2030 года. В Минпромторге и ОСК от комментариев отказались.

В концепции, подготовленной менеджментом, предлагается сделать ставку на «децентрализацию». Речь идет о передаче больших полномочий субхолдингам ОСК — центрам судостроения и судоремонта. Авторы признают, что ОСК лишь формально выполнила указ президента от 2007 года о создании четырех центров судостроения и судоремонта, «так и не делегировав полномочия этим центрам». Поэтому авторы предлагают «немедленно» передать центрам функции корпоративного управления, управления персоналом, контрольно-ревизионную деятельность и контроль за непрофильными активами.

Среди основных мер до 2016 года предполагается активно развернуть строительство новых верфей на Дальнем Востоке и Северо-Западе (речь идет о Ново-Адмиралтейской верфи на острове Котлин и проектах «Звезда» и «Восток-Raffles» на Дальнем Востоке), начать техперевооружение предприятий ОСК в модели «широкой кооперации» с новыми верфями, а также «путей интеграции с любой из крупных компаний, участвующих в освоении шельфа». До 2020 года строительство новых верфей планируется закончить, а к 2030 году — за счет их загрузки ликвидировать «системную убыточность». При этом в концепции критикуется госпрограмма развития судостроения — по мнению авторов, в ней не заложено масштабных средств на строительство новых верфей и модернизацию старых. «Финансирование гражданских верфей отсутствует полностью, за исключением “Звезды”, где частичное финансирование проекта начинается в 2016-2017 годах, остальные верфи должны обеспечить финансирование перевооружения за счет собственных средств, несмотря на поставленные задачи по активному освоению шельфа»,-- говорится в документе.

При этом авторы документа считают, что в госпрограмме есть «серьезный дисбаланс в сторону финансирования научных разработок в ущерб инвестициям в реконструкцию и переоснащение существующих судостроительных предприятий». В рамках госпрограммы действительно предполагается направить до 940 млрд руб. на «сохранение, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли» при общем объеме финансирования программы в 1,3 трлн руб. Авторы концепции развития ОСК предлагают перераспределить часть средств, которые должны быть направлены на науку, в пользу строительства новых верфей.

Но, говорят источники «Ъ», «у Минпромторга есть принципиально другое видение ситуации». Собеседники «Ъ» рассказывают, что министерство уверенно в необходимости масштабных инвестиций в науку. «При этом есть мнение, что для развития мощностей по строительству шельфовой техники не обязательно осуществлять масштабные вложения в новые верфи, а можно передать часть работ на иностранные верфи, например на финский Arctech Helsinki, который входит в ОСК, или на немецкие Nordic Yards»,-- говорит один из собеседников «Ъ».

Он подчеркивает, что, по мнению Минпромторга, «компетенции по строительству арктической и шельфовой техники не обязательно должны быть сконцентрированы только у ОСК», есть возможность создания альтернативного центра арктических и шельфовых разработок на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр», который напрямую контролируется Минпромторгом. ФГУП с конца 2012 года заявляет о своих намерениях создать так называемый «Арктический центр». Для этого «Крыловский центр» даже приобрел с торгов ЦКБ «Айсберг», который входил в Объединенную промышленную корпорацию Сергея Пугачева и всегда тесно сотрудничал с Балтзаводом (входит в ОСК) в разработке ледоколов.

В апреле «Крыловский центр» объявил о подписании соглашения о научном и техническом сотрудничестве с Nordic Yards Виталия Юсуфова. В рамках соглашения предполагается проектирование и строительство ледокольной и шельфовой техники для «Ямал СПГ» и «Сахалин Энерджи». Источники «Ъ» рассказывают, что «Крыловский центр» «был бы очень заинтересован в получении новых ледокольных заказов». «Рассматривается вариант, при котором в “Арктический центр” может быть передан входящий в ОСК “Пролетарский завод” и даже потенциально Балтзавод»,-- говорят собеседники «Ъ». «При этом ОСК в этой модели будет в первую очередь ориентирована на военное судостроение и строительство гражданских речных судов»,-- говорит источник «Ъ».

Надежда Малышева из PortNews говорит, что вариант с созданием альтернативного ОСК центра шельфовых разработок, куда могут быть переданы крупные шельфовые заказы, «вполне вероятен». «Выделить Балтзавод из структуры ОСК тоже вполне возможно, учитывая, что технологически он связан с ЦКБ “Айсберг” и Пролетарским заводом, на который уже давно претендует Крыловский центр»,-- говорит она. ОСК же действительно может быть в первую очередь ориентирована на военные заказы, строительство речного флота и локальные заказы по производству платформ.

Егор Попов