Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность писателя у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
17 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ

«Уралвагонзавод» выезжает на новый путь

«УВЗ-Логистик», который до последнего времени был лизинговой компанией при «Уралвагонзаводе», согласно новой стратегии решил стать полноценным оператором. Компания с мая заключила десятилетний контракт с шахтой «Заречная» на 100% ее грузов и оперирует уже не только своим, но и арендованным парком. За пять-шесть лет она хочет увеличить парк с 12 тыс. до 30-65 тыс. вагонов. Это может потребовать гарантий по кредитам со стороны «Уралвагонзавода», которому, впрочем, интереснее вариант с продажей доли в операторе финансовому инвестору.

В распоряжении «Ъ» оказалась стратегия оператора «УВЗ-Логистик», утвержденная его советом директоров в конце марта. Сейчас у компании 12 тыс. вагонов в собственности и финансовом лизинге (примерно поровну цистерн и полувагонов). Но к 2017 году она хочет нарастить парк до 30-65 тыс. вагонов (в зависимости от конъюнктуры рынка). Это позволит в 2019 году получить 30,2 млрд руб. выручки при EBITDA на уровне 13,1 млрд руб. Уже до конца 2013 года компания хочет купить несколько тысяч цистерн и полувагонов.

Покупать вагоны компания хочет не только новые, но и подержанные, не исключая также сделок M&A. При этом акцент она хочет сделать на полувагонах, которыми собирается оперировать самостоятельно, в том числе полностью обеспечивая потребности своего акционера — «Уралвагонзавода» (УВЗ). На цистерны будет приходиться до 25% парка, и их оператор хочет сдавать в аренду.

У «УВЗ-Логистик» при этом уже появился первый крупный клиент. С мая у оператора действует десятилетний договор на 100% грузов шахты «Заречная». Под проект требуется 9-10 тыс. полувагонов, то есть своими силами «УВЗ-Логистик» покрыть контракт пока не может. Компания арендовала с рынка около 4 тыс. вагонов, кроме того, привлекает для перевозок с «Заречной» подвижной состав других операторов. Напомним, что сам УВЗ хочет создать угледобывающее СП с владельцем шахты «Заречная» Виктором Нусенкисом, но структура и параметры сделки окончательно еще не определены.

Цистерны «УВЗ-Логистик» сдает в аренду «Роснефти», срок договора — до конца года. Но сейчас нефтекомпания меняет подход к железнодорожным перевозкам своих грузов и будет выставлять их на тендеры (подробнее см. «Ъ» от 30 апреля). Будет ли «Роснефть» и дальше арендовать цистерны или все свои объемы выставит на торги, пока неизвестно. Гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев заявил, что «переговоры будут вестись», оператор рассчитывает на пролонгацию договора.

Активное развитие, в первую очередь инвестиции в покупку вагонов, неизбежно ведет к быстрому росту кредитной нагрузки компании, говорится в стратегии «УВЗ-Логистик». В ее базовом сценарии указано, что долг компании к 2019 году может составить 40 млрд руб. То есть соотношение долг/EBITDA будет составлять около 4, а в отдельные периоды достигать 5. Соответственно, для получения кредитов будут необходимы гарантии УВЗ перед банками. Другой вариант — прямые вливания или займы со стороны совладельцев.

УВЗ принадлежат 50% «УВЗ-Логистик». Собственники второй половины не раскрываются. Известно лишь, что 30% принадлежит компании «Альтцина», по данным СПАРК, подконтрольной Вячеславу Садояну, который владеет еще рядом небольших компаний, например «Маги-фарма» (торгует БАД).

Стратегия не исключает и привлечение нового крупного инвестора. Господин Еремеев говорит, что продажа до 25% долей оператора финансовому инвестору возможна, сейчас идут предварительные переговоры с несколькими потенциальными претендентами. Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что часть своих акций может продать УВЗ. «Холдингу интереснее этот вариант, чем поддержка оператора гарантиями и прямыми вливаниями»,-- пояснил источник. При этом предварительно обсуждается схема, при которой средства от продажи пакета целевым образом пойдут на развитие оператора. Не исключено, что будет использована допэмиссия. «Возможны несколько рыночных механизмов»,-- уточнил господин Еремеев.

Михаил Бурмистров из «Infoline-Аналитики» считает, что для оператора не принципиально оставаться под крылом УВЗ. «На падающем рынке покупать вагоны можно по вполне выгодной цене, вопрос в наличии капитала. УВЗ в ближайшие год-два вряд ли будет готов отвлекать значительные ресурсы на оператора, к тому же не полностью ему подконтрольного. У остальных акционеров тоже вряд ли есть возможности для вливаний в компанию»,-- отмечает эксперт. Логичнее, считает он, привлечь финансового инвестора, но вырученные от продажи 25% «УВЗ-Логистик» средства не позволят существенно нарастить парк.

Евгений Тимошинов