Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 мая 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Операторы разъехались в цене

Участники железнодорожного рынка ищут пути консолидации. Слияние обсудили входящие в первую пятерку операторов Globaltrans и «Нефтетранссервис» (НТС), но не сошлись в цене. Акционеры НТС считают, что компания стоит $1,2 млрд, а владельцы Globaltrans оценили конкурента на уровне $750-800 млн. В результате теперь речь идет лишь о технологическом объединении парков операторов на отдельных маршрутах

В пятницу Reuters сообщило, что железнодорожные операторы Globaltrans и НТС ведут переговоры о слиянии. По данным агентства, стороны вступили в диалог несколько месяцев назад, но пока не могут сойтись в цене. Один из источников говорит, что в последний месяц переговоры снова перешли в активную стадию. В воскресенье Globaltrans опроверг эту информацию. Источники «Ъ», близкие к операторам, пояснили, что «на уровне идеи» слияние действительно обсуждалось в конце 2012 года, зимой рассматривались схемы. «Эффект от сделки мог бы получиться хороший»,-- полагает один из участников переговоров. По его словам, наиболее вероятной была схема, при которой Globaltrans покупает НТС. Но стороны «категорически» не сошлись в цене и «разговор получился короткий». По словам собеседника «Ъ», акционеры НТС оценивают компанию в $1,2 млрд, но владельцы Globaltrans не готовы были платить больше $750-800 млн. Сама Globaltrans сейчас стоит на бирже $1,8 млрд.

Еще один источник, близкий к Globaltrans, добавил, что сейчас компании обсуждают технологическое объединение парков на отдельных маршрутах. «Но это распространенная рыночная практика. Видимо, СМИ приняли совещание по этой теме за новый раунд переговоров по слиянию»,-- пояснил собеседник «Ъ».

НТС — третий по размеру парка железнодорожный оператор России. В его управлении, по данным на начало года, было 64,1 тыс. вагонов. Скорректированная выручка НТС за девять месяцев 2012 года составила 33,6 млрд руб., EBITDA — 13,5 млрд руб., прибыль — 5,8 млрд руб. Чистый долг компании составлял 41,6 млрд руб. 67,5% акций оператора принадлежит братьям Вячеславу и Вадиму Аминовым, 22,5% — члену совета директоров Алексею Лихтенфельду, 10% — гендиректору Александру Тертычному.

У Globaltrans общий парк из 61,9 тыс. вагонов. Выручка в 2012 году составила $2,1 млрд, чистая прибыль — $311,6 млн. Чистый долг компании за год увеличился с $258 млн до $897 млн. Владельцы холдинга «Н-Транс» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов с марта контролируют по 11,5% от акционерного капитала Globaltrans. Менеджменту Globaltrans через Envesta Investment принадлежит около 9% оператора. Объем акций в свободном обращении — порядка 55%.

НТС в январе объявил о проведении IPO в первом полугодии, но потом отложил выход на биржу из-за плохой конъюнктуры рынка. «Диалог с Globaltrans шел параллельно»,-- поясняют источники «Ъ». Акционеры НТС вели также переговоры с Российским фондом прямых инвестиций (см. "Ъ" от 20 февраля). По словам источника «Ъ», на Лондонской бирже, исходя из предварительного общения с инвесторами, НТС в рамках IPO могли оценить на уровне $900 млн, но и это не устроило владельцев оператора (новые сроки размещения не определены). Если бы стороны договорились о слиянии, единый оператор по размеру парка (около 130 тыс. вагонов) приблизился бы к Федеральной грузовой компании, принадлежащей РЖД (более 160 тыс. вагонов). «Возможно, мы и вернемся к разговору, когда рынок расставит все по своим местам. Идея-то в целом правильная»,-- говорит «Ъ» источник в Globaltrans.

Но участники рынка считают, что Globaltrans и НТС в принципе сложно договориться о слиянии. «Братья Аминовы — непростые люди, а среди акционеров Globaltrans по-прежнему есть разногласия по вопросу дальнейшего развития компании»,-- полагает один из собеседников «Ъ». По мнению главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в слиянии больше заинтересован НТС, поскольку у него большой долг, который сложно обслуживать в условиях нынешнего падающего рынка.

Евгений Тимошинов