Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 декабря 2013, источник: BFM.ru

ЦБ предлагает собирать досье на клиентов

Список требований по идентификации существенно расширится

В рамках борьбы с сомнительными операциями Банк России уточнил новые требования к идентификации клиентов, их бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей. Проекты нормативных актов размещены на сайте ЦБ.

В них предполагается, что кроме обычной информации, такой как ИНН, адрес, сведения об органах управления юрлица, величине капитала и контактных данных, клиент должен будет рассказать о планируемых операциях по счету за неделю, месяц, квартал и год, об их количестве и сумме, о видах договоров, по которым планируется совершать расчеты, и раскрыть сведения об основных контрагентах компании.

Также, клиент должен будет предоставить документы о своем финансовом положении с подтверждением их достоверности. Президент ассоциации российских банков Гарегин Тосунян говорит, что в вопросе оценки клиента  нельзя перебарщивать.

Гарегин Тосунян, Президент Ассоциации российских банков

«Это некоторый перебор, здесь должна быть разумная достаточность. Не надо чрезмерно увлекаться, ибо это увеличивает и затраты на обслуживание. Сегодня для нас не менее важная задача — это снижение стоимости обслуживания, снижение процентных ставок. Мы просто должны знать точно, что этот клиент — не однодневка, что он имеет регистрацию, имеет место дислокации своего бизнеса. А брать уже второго и третьего порядка величины может быть и будет оправдано, но после того, как мы этот первый ярус требований сумеем обеспечить».  

Первый заместитель председателя совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев считает, что данная инициатива ЦБ добавит банкам бумажной работы, не исключая при этом возможностей для манёвра.

Олег Сысуев, Первый заместитель председателя совета директоров «Альфа-банка»

«Предварительная оценка платежеспособности клиента — это здоровье банка. И, безусловно, банк сам должен заботиться о том, чтобы максимально точно определить платежеспособность клиента и определить риски, с которыми он будет иметь дело в случае вступления в сделку с этим клиентом. Регламентация подобного рода деятельности выше границ разумного означает просто, что мы будем завалены дополнительными бумагами. Безусловно, банки и клиенты, если они решат, что им надо идти в сделку, сумеют обойти все эти правила ЦБ, сумеют сочинить все эти рекомендации, ходатайства и дополнительные бумаги. Делу это не поможет, риски это не снизит».  

Ряд экспертов считает, что расширение списка требований к идентификации клиента может привести к их оттоку. Клиентов могут отпугнуть долгие процедуры проверки документов и нежелание раскрывать сведения, не имеющие прямого отношения к взаимодействию с банком.