Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 декабря 2013, источник: РИА Новости

Доля крупных авиакомпаний в России продолжит расти

МОСКВА, 7 дек — Прайм. Доля крупных авиакомпаний на российском рынке, уже превышающая 60%, продолжит расти, прогнозируют отраслевые эксперты

Этому способствует и опережающий рост их пассажиропотока по сравнению с рынком, и новые амбициозные проекты, и инициативы российских властей по укрупнению авиакомпаний и прекращению использования зарубежного «авиахлама».

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, после авиакатастрофы в Казани 17 ноября предложивший подумать об укрупнении авиакомпаний РФ и оптимизации их работы, в пятницу в преддверии Международного дня гражданской авиации вернулся к этой теме. В телеинтервью по итогам года премьер заявил, что авиаперевозчиков в России должно быть «разумное количество».

Международный день гражданской авиации отмечается в субботу, 7 декабря. Международная организация гражданской авиации (ICAO), куда входит и Россия, стала отмечать этот день с 7 декабря 1994 года. Он приурочен к 50-й годовщине подписания конвенции о международной гражданской авиации, в соответствии с которой и была создана ICAO. Впоследствии это решение поддержала ООН.

В мире

К 19-му году празднования Дня гражданской авиации общее число авиапассажиров в мире, согласно прогнозам Международной ассоциации гражданской авиации — IATA, впервые в истории превысит отметку в 3 миллиарда и составит 3,12 миллиарда человек.

При этом прибыль мировых авиакомпаний, по расчетам организации, продолжит расти — по итогам 2013 года суммарно у всех мировых перевозчиков она составит 11,7 миллиарда долларов, выручка — 708 миллиардов долларов.

«В целом ситуация скорее положительная, однако рост на развивающихся рынках замедлился, а высокие цены на нефть также негативно повлияли (на финансовые показатели)», — заявил гендиректор IATA Тони Тайлер.

Что касается регионального деления авиаперевозчиков, IATA улучшила прогноз по прибыли европейских авиакомпаний (туда входит и Россия) — до 1,7 миллиарда долларов с 1,6 миллиарда в июне. Напротив, для азиатских авиакомпаний прогноз ухудшен до 3,1 миллиарда долларов с 4,6 миллиарда долларов.

В 2014 году финансовые показатели компаний продолжат расти: совокупная прибыль составит 16,4 миллиарда долларов, выручка — 794 миллиарда долларов, прогнозирует организация.

И в России

В России в последние годы наблюдается более существенный ежегодный рост авиаперевозок, если сравнивать ее с соседями в Европе. Он превышает европейский на 10-12 процентных пунктов.

По итогам 2013 года Росавиация ожидает роста пассажиропотока в РФ примерно на 15%. При этом у большинства крупнейших авиакомпаний, на которые приходится около 62% рынка (группа «Аэрофлот», ОАО «Трансаэро», «ЮТэйр» и группа S7), темпы роста пассажиропотока значительно выше — 20-30%. Исключение составляет лишь группа S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус»), которая продолжает реализовывать стратегию рационального роста.

Опережающий рост крупнейших авиакомпаний России свидетельствует о продолжающемся увеличении их рыночных ниш. За девять месяцев 2013 года их доля на рынке выросла на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост за счет новых проектов…

В 2014 году этот процесс продолжится. В совместном интервью Bloomberg гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и его первый заместитель Шамиль Курмашов отметили, что при ожидаемом сокращении темпов роста авиационного рынка России на 10-12 процентных пунктов (примерно до 5%) в 2014 году пассажиропоток группы «Аэрофлот» будет расти на 16-17%.

Рост группы будет обеспечен в том числе за счет запуска в марте 2014 года амбициозного проекта лоукостера — «Добролет». В ближайшие годы компания, по прогнозам «Аэрофлота», должна перетянуть на себя часть пассажиров РЖД, доведя свой трафик до 10 миллионов пассажиров (треть всех перевозок группы за прошлый год). «Добролет» будет выполнять полеты на новых Boeing 737-800, в первый год работы будет эксплуатировать восемь судов, через три года — 40.

Однако планам авиакомпании вполне может помешать затягивание процесса изменения законодательства. До сих пор не приняты нормы, необходимые для выхода проекта «Добролет» на рентабельность, хотя согласно дорожной карте, утвержденной премьер-министром РФ, они должны были заработать еще в начале этого года. Речь идет об отмене бесплатной нормы провоза багажа, введении невозвратных тарифов, привлечении иностранных пилотов.

…и инициатив «сверху»

Увеличению рыночной доли крупнейших авиакомпаний, помимо новых амбициозных проектов, должен способствовать и ряд инициатив российских властей, отмечают эксперты. В частности, Медведев назвал 85-90% из 122 действующих российских авиаперевозчиков «слабыми» и предложил подумать об их укрупнении не в ущерб конкуренции. Заявление было сделано после катастрофы Boeing-737 авиакомпании «Татарстан», который 17 ноября разбился в Казани.

В пятницу Медведев вернулся к вопросу о том, сколько авиаперевозчиков должно быть в России, в контексте безопасности полетов. «У нас было 400 авиакомпаний. Осталось чуть более 100. Сколько нам нужно — нужно определить исходя из потребностей страны, а у нас очень большая страна, у нас очень много перевозок потенциальных было, есть и будет. Но их должно быть разумное количество», — сказал премьер в интервью российским телеканалам.

Еще одна инициатива властей после катастрофы 17 ноября — запрет на использование зарубежного «авиахлама». Некоторые эксперты одной из причин катастрофы называли устаревшее оборудование на 23-летнем Boeing-737.

«Эта система, к сожалению, за определенный период деградировала. У нас стало меньше нормальных самолетов, но в то же время больше перевозчиков», — отметил Медведев в телеинтервью.

На днях депутаты внесли в Думу законопроект, запрещающий использование иностранных гражданских самолетов старше 15 лет для коммерческих воздушных перевозок. Хотя законопроект активно критикуют авиавласти и авиакомпании, исключить его принятия нельзя.