Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 декабря 2013, источник: Ежедневник.by

Утилизационный сбор остановит продажи машин в Беларуси с 1 января 2014 года

Указ президента «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств», который планируется подписать до конца года, может погубить отечественный автобизнес.

Разговоры о введении утилизационного сбора на транспортные средства, ввозимые в Беларусь, ведутся со времени принятия аналогичного постановления в России. 

Ряд игроков автобизнеса называют эту меру «протекционистской» и бесполезной для нашей страны. По уверениям экспертов, введение утилизационного сбора в Беларуси значительно усугубит положение отечественного автобизнеса и поспособствует развитию криминальных схем поставки автомобилей в страну.
«Ежедневник» проанализировал текст проекта указа, оказавшегося в нашем распоряжении, и обратился к экспертам за комментариями.

Как следует из документа, утилизационный сбор в Беларуси предлагается ввести по российскому варианту — за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в страну. Исключение — для лиц, признанных беженцами, сотрудников дипломатических учреждений, консульских представительств, международных организаций, а так же отдельных категорий иностранных подданных. Предлагается не облагать сбором автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческого использования, с оригинальными кузовом и двигателем, а так же продукцию отечественного автопрома: МАЗ, Geely, Zotye.

Остальные умножают размер ставки утилизациного сбора ввозимой машины на коэффициент расчета, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения. Важный нюанс — в проекте указа ставка утилизационного сбора указана в национальной валюте России: для легковых автомобилей — 20 тысяч российских рублей, для легких коммерческих и грузовых — 150 тысяч российских рублей.

«БАА не понимает, — недоумевает председатель автомобильной ассоциации “БАА” Сергей Михневич, — почему внутри своей страны мы обязаны рассчитывать утилизационный сбор не только по российской методике, но еще и в российских рублях! Куда уместней было бы привязать ставку к евро, как, например, ставку таможенной пошлины».

Указ вступает в силу с 1 января 2014 года. С этой даты при регистрации автомобиля у ввозящего его лица потребуют уплаты нового сбора — даже если автомобиль пересек границу Беларуси в декабре 2013 года. На кого в этом случае ляжет новая выплата — импортера или его клиента? В проекте указа об этом ничего не сказано.

«Как следует из текста постановления правительства РФ, наши соседи намерены взимать утилизационный сбор с машин, ввезенных с 1 января 2014 года, мы — независимо от даты ввоза, — комментирует ситуацию заместитель председателя Белорусской научно- промышленной ассоциации (БНПА) Сергей Варивода. — Складские запасы у белорусских автодилеров моментально подорожают в первый день года, в России останутся на старой цене. Это противоречит принципу создания равных условий хозяйствования в рамках ЕЭП».

Основной удар, по мнению Михневича, придется по тем, кто намерен купить бюджетный автомобиль. Согласно регистрации транспортных средств в Беларуси, именно этот сегмент помог автодилерам добиться рекордного количества продаж за 10 месяцев 2013 года. Около 80% пришлось на бюджетные седаны ценой в 15-20 тысяч долларов и внедорожники до 25 тысяч долларов. VW Polo Sedan, Renault Sandero, lada Granta, KIA Rio, VAZ 2114, Hyundai Accent могут стать недоступными тем, кто откладывал на новый автомобиль годами. Исключение — сделанные в Беларуси Geely и Zotye?

«Мы пока не понимаем, подорожают ли автомобили белорусской сборки, — говорит Михневич. — Судя по проекту указа, этого не произойдет, производителей субсидируют. При этом мы опасаемся двойного обложения — утилизационный сбор может быть изъят как в России, так и в Беларуси».

По мнению большинства игроков автобизнеса, вместо защиты отечественного производителя, утилизационный сбор в Беларуси может сформировать дисбаланс цен, увеличив стоимость машин для сограждан, а так же стимулировать к нарушению закона.

Обратив внимание, что ставки утилизационного сбора для частных граждан Беларуси значительно меньше ставок юрлиц, Михневич уверяет: «Новый сбор может больно ударить по подержанным машинам, ввозимым юрлицами. — Ввоз последними “бэушки” прекратится, этим займутся физлица, оформляя автомобили на подставных лиц. А это — криминальные схемы».

Интерес сограждан к подержанной технике остается высоким: за 9 месяцев 2013 года физлица ввезли 57.188 машин (за аналогичный период 2012 года — 42.594). Сколько «бэушек» ввезут в Беларусь для последующей перепродажи коммерческим структурам и на кого будут оформлены эти машины?
«Возмущает, что бизнес-ассоциации не привлекли к разработке проекта указа, что противоречит Директиве президента N4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”, — говорит Михневич. — В случае вступления указа в силу, год начнется с непонимания дилерами условий работы, как это уже было при введении таможенных пошлин».

К слову о пошлинах, резко поднятых в странах Таможенного союза после ведения Россией утилизационного сбора. В августе 2012 года, вступая в ВТО, страна-соседка снизила ставку ввозных таможенных пошлин на 5% и планирует снижение дальше, компенсируя, таким образом, утилизационный сбор. А как же Беларусь? В проекте указа сведений о снижении пошлин нет. А значит, в новом ценнике на автомобиль, представленный в белорусском шоу-руме, кроме утилизационного сбора будет еще и высокая пошлина, а так же НДС.

Изучив проект указа, «Ежедневник» предполагает: в случае вступления его в силу ввоз автомобилей в Беларусь с целью продажи полностью остановится как минимум на месяц. Как отмечено в проекте, Совмин — ведомство, на которое возложены функции контролера за правильностью исчисления утилизационного сбора в бюджет Беларуси, обязывают принять меры по реализации указа в месячный срок после официального опубликования документа.

БАА и БНПА неоднократно обращались к руководству страны с просьбами прояснить и изменить ситуацию. Автодилеры просят отказаться от введения утилизационного сбора, а, если это невозможно, — хотя бы отложить вступление в силу на три месяца. Ставки нового сбора для физ- и юрлиц предложено уравнять, ставку ввозной таможенной пошлины — снизить. Но ответов пока так и не поступило.

На следующей неделе представители автобизнеса попытаются сформулировать проблемы на пресс-конференции, куда намерены пригласить представителей властей.