Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 декабря 2013, источник: Ведомости

«Автодору» не хватает благосостояния

Очередные дорожные проекты могут получить средства ФНБ. При таких темпах инвестиций денег в фонде не хватит для страхования пенсионной системы, настаивает Минфин

Госкомпания «Автодор», уже получившая 150 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство ЦКАД, претендует на дополнительное финансирование. В следующем году Минтранс «постарается рассмотреть» заявки на соинвестирование из ФНБ для трех проектов — обход Балашихи и Ногинска, реконструкция трасс М3 «Украина» и М1 «Беларусь», заявил замминистра Олег Белозеров на форуме «Транспорт России».

По правилам инвестирования ФНБ в инфраструктурные проекты доля средств фонда не может превышать 40% от общей стоимости проекта. Если исходить из текущей оценки названных Белозеровым проектов (см. таблицу), на них потребуется не более 80 млрд руб. (1 декабря в ФНБ было 2,923 трлн руб.).

Все три проекта уже запланированы в долгосрочной программе деятельности «Автодора», но денег не хватает или выделены они будут не скоро, объясняет человек, близкий к госкомпании: соинвестирование из ФНБ позволило бы запустить проекты раньше. Аналогичная ситуация была и с ЦКАД: на четыре секции дороги «Автодор» получил 150 млрд руб. из ФНБ, половину необходимого финансирования (проект был утвержден до введения новых правил инвестирования ФНБ в инфраструктуру). Благодаря этим деньгам новое кольцо должно быть построено уже к осени 2018 г., а не к концу 2020 г., как предполагалось ранее. На средства ФНБ будут выкупаться облигации «Автодора» сроком на 11-28 лет и доходностью на уровне инфляция плюс 1 п. п.

Деньги ФНБ делают проект более привлекательным для инвесторов, указывает собеседник «Ведомостей». Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев говорил, что РФПИ и соинвесторы готовы вложить в кольцевую дорогу до 60 млрд руб. (около 80% необходимого частного финансирования, еще 74 млрд руб. дает бюджет). ЦКАД заинтересовались и арабские фонды. Отвечать за возвратность и окупаемость вложений из ФНБ, скорее всего, будет «Автодор», так что частнику не важно, из какого источника средства, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев: главное, чтобы проект был обеспечен финансированием.

Процедура отбора новых проектов не будет быстрой, предупреждает чиновник финансово-экономического блока. Каждая из заявок должна пройти двухступенчатую процедуру отсева (утверждение стратегического и комплексного обоснования инвестиций в Минэкономразвития и Минфине), объясняет он, затем отбираются приоритетные проекты — они должны стимулировать экономический рост. Вряд ли стоит вкладывать ФНБ только в один вид инфраструктуры, замечает чиновник. Подход к инвестированию ФНБ в инфраструктурные проекты будет очень консервативным, уверяет он, ведь это средства, предназначенные для страхования рисков пенсионной системы.

В обновленной бюджетной стратегии до 2030 г. Минфин называет нецелесообразным увеличение инвестиций из ФНБ в российские активы, это повысит риски несбалансированности бюджета: нефтегазовые доходы будут сокращаться, поступления в ФНБ — ограничены (см. график), а потребность в подушке безопасности для пенсионной системы лишь увеличится из-за неблагоприятной демографической ситуации. К тому же пока еще нет примеров отбора и реализации эффективных самоокупаемых проектов, категоричен Минфин.

Найти замену средствам ФНБ пока трудно, сетует федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: в бюджете средств недостаточно, планы использования пенсионных накоплений пришлось свернуть из-за пенсионной реформы, а частным инвесторам, как правило, нужно «государственное плечо».

Государство рассчитывает на частные инвестиции, но это утопия, они возможны лишь на некоторых проектах создания платной инфраструктуры, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие».

Но и в бюджете не хватает средств для финансирования инфраструктуры, поэтому все больше претендентов на ФНБ, продолжает он, альтернатива деньгам фонда одна — наращивать госдолг. Тогда частный капитал и будет привлечен к финансированию проектов, но уже как кредитор государства, заключает Тихомиров.