Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 декабря 2013, источник: Ведомости

ФАС отъехала от автоконцернов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оставила попытки законодательно защитить автодилеров от дискриминации. Взаимоотношения продавцов автомобилей и их производителей будут регулироваться только добровольно — специальным кодексом

Взаимоотношения автопроизводителей и дилеров будут регулироваться Кодексом поведения, который разработала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ (он объединяет практически всех производителей) Йорг Шрайбер.

Кодекс затрагивает основные вопросы по взаимодействию между дилерами и автопроизводителями (подробнее см. врез), пояснил руководитель GR-группы комитета автопроизводителей АЕБ Дмитрий Курдюков, возглавлявший рабочую группу по разработке кодекса. Это документ саморегулирования, предполагается, что каждый из производителей должен будет его подписать. Санкций за нарушение кодекса не установлено. «Кодекс поддерживает подавляющее большинство, но есть и такие компании, которым он не нравится, — заявил Шрайбер. — Дилерам тогда [при заключении договоров] стоит задуматься, почему эти компании не поддерживают кодекс».

Предполагается, что кодекс должен урегулировать многочисленные конфликты между дилерами и автопроизводителями. Так, ассоциация «Российские автодилеры» («Роад») два года назад жаловалась в ФАС на дискриминационные положения в дилерских договорах: срок действия некоторых был ограничен годом, а расторгать их автопроизводители могли в одностороннем порядке.

В сентябре 2012 г. ФАС порекомендовала автопроизводителям и импортерам заключать дилерские договоры на пять лет и не диктовать цену продажи автомобиля. Но уже летом 2013 г. служба подготовила проект постановления правительства, который наложил бы на производителей жесткие ограничения. Так, они не должны препятствовать дилерам выполнять техобслуживание и ремонт, ограничивать доступ к электронным каталогам запчастей и устанавливать дискриминационные условия продажи оригинальных запчастей и т. д. «Мы хотим усилить договорные позиции дилеров в диалоге с дистрибутором», — говорил в конце октября начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич.

Теперь ФАС отказалась от идеи закрепить взаимоотношения автодилеров и производителей нормативными актами. Служба поддерживает внедрение кодекса, заявил руководитель службы Игорь Артемьев. По его словам, служба не будет разрабатывать собственные законодательные нормы, регулирующие отношения автопроизводителей с дилерами. «Это лучше, чем законодательное регулирование, так как оно основано на добровольности, иначе инвестор может прийти и сказать “ну все, мне надоело”, — считает Артемьев. Внедрение кодекса снизит стоимость запчастей и сервисного обслуживания для потребителя, уверен руководитель ФАС.

Артемьев пообещал, что ежеквартально ФАС будет встречаться с представителями АЕБ, производителями и дилерами, смотреть, как выполняются положения кодекса, и совершенствовать документ.

Все опрошенные “Ведомостями” автопроизводители утверждают, что их существующие отношения с дилерами уже соответствуют практически всем положениям кодекса.

“Не думаю, что рынок вообще нуждается в регуляторах, но из двух зол кодекс АЕБ выглядит разумным компромиссом, поскольку и дилеры, и автопроизводители могут решать свои проблемы сами, а не ждать каких-либо указаний правительства”, — считает гендиректор “Рольфа” Татьяна Луковецкая. Узнать позицию “Роад” не удалось.

В таком виде кодекс не решит проблем, потому что мнение дилеров при создании кодекса не учитывалось, указывал ранее топ-менеджер одной из крупных торговых компаний. Например, требование о раздельном хранении неоригинальных и оригинальных запчастей можно трактовать как необходимость строительства еще одного здания, говорил он. Также не решена главная проблема — протокол о намерениях так и не получил статуса предварительного договора, объяснял собеседник “Ведомостей”.