Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
9 декабря 2013, источник: Ведомости, (новости источника)

«Черная пятница» захватила субботу

В прошлую пятницу российские предприниматели провели онлайн-версию популярного в США дня распродаж «Черная пятница», но оказались не готовы к высокому спросу на товары со скидкой перед Новым годом

В прошлую пятницу российские предприниматели провели онлайн-версию популярного в США дня распродаж «Черная пятница», но оказались не готовы к высокому спросу на товары со скидкой перед Новым годом. Пока магазины и организаторы подводят итоги, предварительно говорят о росте продаж в некоторых магазинах «в несколько раз» и, несмотря на неудачный старт, готовятся в подобной акции в следующем году.

Распродажа в нескольких десятках российских интернет-магазинах должна была начаться в полночь на пятницу 6 декабря. Организаторы анонсировали максимальные скидки «до 90%». Среди участвоваших интернет-магазинов были заявлены «Сотмаркет», «Белый Ветер», Е5, «ЛитРес», Ozon.ru, Sapato.ru, Enter, «Ив Роше», «Л'Этуаль», myToys и др. На сайте организаторов были анонсированы и не подтвердившие свое участие ритейлеры — например, «Связной» и «Утконос».

«Связной» не захотел участвовать, так как не был уверен «в работоспособности сайта акции» и «посчитал некорректным участвовать в акции, организаторы которой озвучили размер скидок “до 90%”». «Дело в том, что на рынке электроники наценка не позволяет делать скидки такого размера. А использовать схему, когда компания повышает цены, чтобы потом дать мнимые скидки, для нас неприемлемо», — сказала представитель ритейлера Мария Заикина. Но так как ритейлеру не удалось договориться и убрать логотип с сайта «Черной пятницы», ритейлер запустил точечную промо-акцию в интернет-магазине «Связной.ру». Скидка не превышала 10%.

Что пошло не так

Для запуска масштабной распродажи в начале августа 2013 г. было создано ООО «Блэк Фрайдэй», где основными владельцами были отвечавший ранее за маркетинг и рекламу в интернет-ритейлере E5.ru Георгий Левин (37,99%) и экс-гендиректор сервиса онлайн-заказа такси Владимир Ким (23%). 19% принадлежит зарегистрированной в Белграде Кингс Тринити Д.Д.О и гонкогской Кинг Тринити Холдингс, которые представляют интересы инвестора проекта.

За аналитику и учет всех заказов интернет-магазинов отвечала компания Admitad.com, работающая по CPA- модели (cost per action): интернет-магазины платят за оформленный заказ, для разных категорий товаров и магазинов применяются разные тарифы. Например, для интернет-ритейлера одежды Lamoda.ru сайт предлагает тариф 15% с оплаченного заказа. Специализирующийся на продуктах питания «Утконос» — 7,83%, для «Эльдорадо» оплаченный заказ на технику — 2,28%. Кроме того, некоторым участникам предлагалось разместить баннер с логотипом магазина за 190 000 руб., говорит представитель одного из интернет-магазинов.

«По трафику мы ждали 3-5 млн человек, которые посетят сайт за 24 часа 6 декабря», — рассказала один из организаторов акции Алла Сущевич. Однако организаторы не рассчитали спрос, и за первые 15 минут на сайт акции пришло 2-3 млн посетителей. Команда сайта примерно до 2 часов ночи пыталась восстановить работу сайта, но потом решили отложить запуск на утро.

«Мы поговорили с магазинами-партнерами и решили, так как не запустились вовремя и потеряли время, продлить акцию до конца субботы», — говорит Алла Сущевич.

Изначально организаторы ждали высокой конверсии: «для данной акции она должна быть выше обычной, потому что как правило приходят люди уже заинтересованные в покупке». «Мы ожидали конверсию на уровне 3-5%, может быть, даже выше», — говорит Сущевич.

Этот проект прошел не только в России, но в Германии и Австрии — но на неделю раньше, чем в России, говорит Сущевич. Как говорится на германском сайте «Черной пятницы», число покупателей превысило 1,2 млн. Например, продавец одежды и аксессуаров Asos.com зафиксировал более 80 000 посетителей с сайта распродажи, продавец электроники Saturn — более 100 000, что вызвало сбой в работе сайта. Магазины Zalando, Gravis, Karstadt, Galeria Kaufhof, Disney Store, Yves Rocher и Lego увеличили продажи в три раза по сравнению с обычными показателями.

Сейчас организаторы российской «Черной пятницы» и участвовавшие в ней интернет-магазины подводят итоги акции, на вечер пятницы число посетителей превысило 3 млн человек, сказала Алла Сущевич. «Для магазинов оказалось довольно эффективным принять участие в нашей распродаже», — утверждает она. Продажи некоторых магазинов выросли «в несколько раз», «около десяти сайтов не выдержали нагрузки», говорит Сущевич.

Претензии к скидкам

Многие посетители сайта российской «Черной пятницы» заявляли о несоответствии заявленных скидок на сайте организаторов и сайтах ритейлеров (http://vk.com/blackfriday2013), кроме того на сайтах некоторых ритейлеров цена со скидкой была выше цены без нее (http://www.siliconrus.com/2013/12/blackfriday-2013-po-russki/).

Аналогичные претензии были у покупателей и во время российского «киберпонедельника» — дня распродаж в российских интернет-магазинов, организованный ритейлерами-участниками Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) 28 января 2013 г. Акцию поддержали шесть компаний: Wikimart, Enter, «Белый Ветер», «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо». Оборот составил 352 млн рублей.

В 2014 году «киберпонедельник» намечен на 27 января. «АКИТ запустит за день до мероприятия единый бесплатный call-центр, который будет работать в день проведения “киберпонедельника” и в течение недели после», — говорит президент АКИТ Сергей Румянцев.

В следующем году организаторы российской «Черной пятницы» в интернете планируют снова провести эту акцию. «На самом деле, мы со своей стороны ничего криминального не видим. Мы в данных условиях постарались сделать максимум. Но мы могли запуститься и лучше. И наш план на следующий год — сделать не как в прошлый раз», — говорит представитель организаторов.

Акции, подобные прошедшей «Черной пятнице» непросто подготовить и проконтролировать, особенно, когда они делаются впервые, говорит Румянцев: «Сегодня и организаторы, и покупатели ориентируются, прежде всего, на зарубежный опыт, не всегда учитывая российские реалии и специфику».

Требуется более тщательная подготовка, в том числе, техническая и информационная, но, несмотря на шероховатости, такие акции необходимо продолжать, считает президент АКИТ.

«Культура онлайн-покупок и распродаж в России еще только формируется, мы сейчас проходим те этапы, которые другие страны уже когда-то миновали», — говорит он.