Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 декабря 2013, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

«Роснефть» призвали на Черноморский флот

Как стало известно «Ъ», вице-премьер Дмитрий Рогозин принципиально одобрил передачу государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) контроля над Новороссийским судоремонтным заводом (НСРЗ). Предполагается, что ОСК выкупит 65% акций завода у подконтрольного группе «Сумма» и «Транснефти» Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Пакет оценивается более чем в 1 млрд руб., но, по словам источников «Ъ», ОСК может помочь сторонний инвестор, например, «Роснефть», которая претендует на госпакет НМТП.

На совещании у Дмитрия Рогозина, вице-премьера и главы Морской коллегии при правительстве принято решение, что ОСК «нужен акционерный контроль» над НСРЗ для создания базы ремонта Черноморского флота ВМФ (подробнее см. «Ъ» от 4 декабря), рассказали источники «Ъ». Завод расположен на территории НМТП (подконтролен СП группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефти»); у порта 65,1% акций; сейчас там в основном идет перевалка металлических грузов. ОСК владеет 30,2% НСРЗ. «Обсуждались варианты того, как ОСК получит 65% акций, наиболее вероятным представляется выкуп пакета»,— рассказывает один из источников «Ъ».

Вице-премьер поручил подготовить директиву представителям государства и «Транснефти» в совете директоров порта (у Росимущества 20%) о продаже принадлежащих ему акций НСРЗ. «Речь идет именно о продаже»,— подчеркивает один из собеседников «Ъ». «Нерыночный механизм может создать дополнительное напряжение среди акционеров порта»,— добавляет другой. Источники «Ъ» подчеркивают, что с «Суммой» «еще предстоят переговоры».

Были и альтернативные варианты. «Наиболее мягкий — реорганизация ОАО в два юридических лица: ОСК получила бы территорию, соотносящуюся с ее 30% акций, а остальное осталось бы у порта с сохранением перевалки»,— рассказывают источники «Ъ». Но это займет много времени, а ОСК не хватит 8 га из общей площади 30 га для базы судоремонта. Другой вариант — допэмиссия НСРЗ в пользу государства, которое может выделить деньги на модернизацию завода в рамках ФЦП. «Но тогда могут быть не учтены интересы частных акционеров»,— говорит источник «Ъ». Один из источников «Ъ» уверяет, что решение вице-премьера «неокончательное». В «Транснефти» «Ъ» сообщили, что ждут «окончательного решения правительства, решение собственника будет выполнено». В «Сумме» от комментариев отказались.

По оценкам источников «Ъ», 100% акций завода могут стоить 1,5-1,8 млрд руб., то есть 65,1% — 0,9-1,1 млрд руб. Кроме того, после консолидации 95% завода ОСК придется выкупить 4,5% акций у миноритариев. Но у ОСК нет лишних средств: до последнего времени корпорация была убыточной. Источники «Ъ» полагают, что средства можно частично привлечь в рамках судостроительной ФЦП или от банков, так как НСРЗ будет загружен гособоронзаказом и сможет выполнять ремонт и гражданских судов. Также есть идея о выкупе акций НСРЗ консорциумом ОСК с неким инвестором, который получит долю в заводе. «Опыт судостроительного кластера на Дальнем Востоке, куда пришли “Роснефть” и Газпромбанк, показал эффективность такого механизма»,— говорит один из собеседников «Ъ». В НСРЗ может появиться та же «Роснефть», претендующая на государственные 20% НМТП. В «Роснефти» отказались от комментариев.

«Роснефть» в 2012 году уже обращалась к Владимиру Путину с просьбой продать госпакет НСРЗ, где она хотела построить терминал по перевалке нефти, но идея поддержана не была. Как рассказывали источники «Ъ», «Роснефть» вела переговоры и о покупке пакета у ОСК, которую тогда возглавлял Роман Троценко (сейчас советник президента нефтекомпании Игоря Сечина). Собеседники «Ъ» говорят, что инвестором в НСРЗ могла бы стать ГК «Дело» Сергея Шишкарева, у которой есть стивидорные активы в Новороссийске, ранее группу интересовал и госпакет НМТП. Но президент ГК «Дело» Тимофей Телятник заявил «Ъ», что компания «не рассматривает какие-либо варианты инвестирования в НСРЗ, это не соответствует ее стратегии развития».

Если НСРЗ достанется ОСК, то встанет вопрос о переносе терминала по перевалке металлов, которая в 2012 году обеспечила заводу около 90% выручки. По мнению Надежды Малышевой из PortNews, даже если терминал перенесут, потребности в перевалке вполне могут удовлетворить порты Азовского бассейна, а в дальнейшем новые терминалы порта Тамань. Но, подчеркивает она, учитывая недавнюю идею «Транснефти» о разделе с «Суммой» бизнеса в НМТП, для «Суммы» важно сохранить все возможности по перевалке сухих грузов.

Егор Ъ-Попов, Кирилл Ъ-Мельников