Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 декабря 2013, источник: Газета Коммерсантъ

ВТБ мечтает обогнать рынок

ВТБ обнародовал ряд элементов стратегии на ближайшие три года. В частности, в розничном сегменте группа планирует расти быстрее рынка за счет ипотеки и автокредитов. Впрочем, аналитики считают эти планы слишком оптимистичными.

В следующие три года ВТБ намерен расти быстрее рынка в сегменте розничного кредитования. Группа рассчитывает на увеличение своего портфеля кредитов физическим лицам на 20-25% ежегодно, тогда как рынок, по прогнозам ВТБ, будет расти в среднем на 20% в год. Эти прогнозы приведены в отчете аналитиков Газпромбанка по итогам обсуждения с зампредом ВТБ Гербертом Моосом элементов трехлетней стратегии банка. Ее публикация запланирована на март 2014 года. В сегменте корпоративного кредитования группа удивлять не намерена: рост ожидается такой же, как в целом по рынку,— на уровне 10-12%. При этом банк хочет увеличить свою долю на рынке кредитования среднего бизнеса за три года с 10-15% до 20%. Для этого там намерены создать отдельное структурное подразделение. Одновременно с этим в ВТБ надеются в следующие три года ускорить продажи неработающих кредитов, а также расчистить баланс от непрофильных активов за счет выведения бизнеса private equity в отдельный фонд.

Планы ВТБ по росту розничного кредитования оказались даже агрессивнее, чем у его ближайшего конкурента — Сбербанка. Так, согласно стратегии последнего до 2019 года, его розничный портфель будет расти лишь на 17-18% в год (см. «Ъ» от 13 ноября). Расходятся госбанки и в подходах к росту бизнеса. Так, в ВТБ планируют расти в розничном сегменте в основном за счет ипотеки и автокредитования. Причем о планах по росту ипотеки группа уже объявляла (см. «Ъ-Онлайн» от 4 декабря). В 2016 году совокупный ипотечный портфель ВТБ превысит 1,09 трлн руб. против 481 млрд руб. на 1 ноября текущего года, а доля группы на этом рынке составит 22% против 18% по итогам 2012 года. В Сбербанке же намерены в первую очередь увеличить долю кредитных карт, POS- и автокредитов.

Впрочем, в корпоративном кредитовании ожидания ВТБ скромнее, чем у Сбербанка, который рассчитывает на прирост 15% против 10-12% у ВТБ. В ВТБ не комментируют новую стратегию до ее принятия. По словам источника «Ъ» в ВТБ, «приведенные в отчете аналитиков цифры корректны».

Пока стратегия не опубликована и даже не утверждена наблюдательным советом, есть риск того, что прогнозы группы изменятся не только с учетом финальных показателей самой группы по итогам этого года, но и возможного пересмотра прогнозов по рынку, отмечает аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. «Впрочем, заявленные прогнозы ВТБ на данный момент соответствуют нашим ожиданиям и должны позволить банку реализовать прогнозы по среднегодовому темпу роста чистой прибыли в 21% на ближайшие три года»,— поясняет он.

Однако в реальности розничных планов эксперты сомневаются. «Если банк намерен прирастать на 25% в год, ему надо выдерживать доходность на капитал как минимум 25%, но за счет низкой маржи по ипотеке, которая сама по себе является низкодоходным бизнесом, и автокредитов сохранение такой доходности большой вопрос»,— рассуждает аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов. По его подсчетам, за девять месяцев розничный бизнес группы вырос на 30% в годовом выражении, при этом ипотечные кредиты росли даже чуть медленнее, чем необеспеченные. Поэтому для группы акцент все же будет сохраняться на беззалоговом кредитовании, заключает он.

Ольга Ъ-Шестопал