Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 декабря 2013, источник: "Российская газета"

Омский аэропорт впервые принял сверхлегкую авиацию

В Омском аэропорту впервые приземлились самолеты федерации сверхлегкой авиации. Ее представители надеются, что соглашение о базировании на территории аэродрома станет стимулом для возрождения этого вида транспорта в Прииртышье.

«Первопроходцами» стали три сверхлегких самолета Аэропракт А-22, которые ранее размещались в пригородном аэродроме Калачево. Новая база предоставит малым воздушным судам не только удобную площадку, аэродромное и наземное обслуживание, но и возможность выполнять международные авиарейсы.

В последние годы малая авиация в Омской области находится в критическом положении. В районах региона практически не осталось взлетно-посадочных площадок, технический парк распродан, а пассажирские перевозки не производятся вообще. А ведь еще несколько десятков лет назад сверхлегкие воздушные суда в Прииртышье были весьма востребованы. С помощью малой авиации не только тушили лесные пожары, опыляли поля и доставляли грузы в отдаленные села. На территории области располагалось 14 аэродромов местных линий, которые принимали регулярные пассажирские рейсы. Там же «дежурили» вертолеты санавиации, готовые в любую минуту доставить тяжелобольных пациентов в лучшие клиники страны.

По данным руководителя Омского центра обеспечения безопасности воздушного движения Юрия Сергеева в Прииртышье зарегистрировано всего лишь около 30 частных самолетов. По словам главного «воздушного» гаишника, большинство из них базируется на аэродроме Калачево и используется для нужд руководителей крупных предприятий. В том числе и для полетов на рыбалку.

Впрочем, представители областной федерации сверхлегкой авиации уверены, малая авиация — это не хобби для богатых, а перспективное направление региональной экономики.

— Новые федеральные правила использования воздушного пространства позволяют сегодня свободно летать в так называемой зоне G. Это дает огромные возможности для развития частного авиационного бизнеса, — считает бывший руководитель Омского аэропорта, пилот Сергей Круглов.

Объединившись, воздухоплаватели намерены не только популяризировать авиацию общего назначения, но и привлечь внимание властей к давно забытому виду транспорта. Министр транспорта региона Олег Илюшин уже признался в том, что до этого времени о возрождении малой авиации в Прииртышье он даже не задумывался.

— Между тем у сверхлегких самолетов огромный потенциал, — говорит руководитель федерации Сергей Балябкин. — Их ежемесячное содержание обходится не дороже, чем содержание легкового автомобиля. Стоимость летного часа на вертолете Ми-8 составляет более 50 тысяч рублей, а полет на том же «Аэропракте» стоит в 10 раз дешевле. Малогабаритные суда достаточно мобильны и могут взлетать с любой поверхности.

— К тому же, учитывая содержание дорог в регионе, без небесных путей скоро в любом случае будет не обойтись, — шутят летчики.

Впрочем, воздушная инфраструктура сегодня находится в не менее удручающем положении. С каждым годом спускаться с небес на землю авиаторам становится все сложнее и сложнее. В районах области осталось только четыре площадки, на которых можно совершить относительно мягкую посадку. Территории бывших аэродромов активно застраиваются жилыми домами и вышками сотовой связи. А в Тевризе,где по словам местных жителей, вообще нет дорог, а есть одни направления, чиновники и вовсе решили разобрать взлетно-посадочную полосу для хозяйственных нужд. Тяжелая техника МЧС, лесной охраны, полиции и других экстренных служб в отдаленном поселке уже не может приземлиться.

— Между тем эту проблему можно решить и без особых финансовых затрат, было бы желание, — уверен Сергей Круглов. — Для того, чтобы создать площадку, пригодную для приземления легкомоторных судов, необходима территория размером 800 на 30 метров. Плюс потребуется только работа грейдера примерно на двое суток. Никакого особого содержания такая площадка не требует, достаточно летом скосить на ней траву, а зимой расчистить снег.

Но пока навстречу авиаторам пошла только администрация Муромцевского района, где не только оборудовали взлетную полосу по всем правилам, но и оформили на нее все соответствующие документы.

— Для нашего района воздушное сообщение крайне необходимо, — считает его глава Вячеслав Девятериков. — Здесь находятся знаменитые пять озер, деревня Окунево, которая давно стала местом паломничества для туристов со всего мира, много других заповедных уголков природы. Поэтому на развитие авиатуризма мы возлагаем большие надежды.

Помимо организации экскурсионных маршрутов, авиаторы собираются готовить пилотов для легкомоторных самолетов. Серьезные кадровые проблемы испытывает малая авиация по всей стране. Омский летно-технический колледж гражданской авиации ежегодно выпускает только восемьдесят пять пилотов на МИ-8. На всю Россию!

— Реальную потребность в бортинженерах мы закрываем всего на 50 процентов, — говорит директор колледжа Анатолий Януш.

На аэродроме Калачево уже открылся учебный центр, где можно освоить азы летного мастерства и получить сертификат на управление сверхлегким самолетом.

Авиаторы надеются, что соглашение с аэродромом и упрощение правил использования воздушного пространства даст всем мечтающим о небе омичам возможность летать не во сне, а наяву.