Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 декабря 2013, источник: Газета.Ру

Долги ставят рекорды

Российские граждане по уши в долгах по кредитам и за услуги мобильных операторов. По итогам 11 месяцев 2013 года просроченная задолженность россиян только за услуги связи увеличилась на четверть. Быстрее всего копятся долги у жителей Северо-Кавказского федерального округа

Источник: Reuters

Объем проблемной задолженности физлиц по банковским кредитам по итогам 11 месяцев 2013 года составил около 448 млрд рублей, увеличившись с начала года на 43,6%, подсчитала для «Газеты.Ru» Национальная служба взыскания (НСВ). Объем задолженности по займам МФО на 1 декабря этого года в НСВ оценили в 28 млрд рублей. Ее рост с начала года составил 75%.

Если смотреть по регионам, то быстрее всего растут долги по банковским кредитам у жителей Северо-Кавказского (рост по итогам 11 месяцев на 78%), Дальневосточного (73%) и Южного федеральных округов (52%). Меньше всего недисциплинированных заемщиков в Центральном (35%) и Приволжском федеральных округах (43%). Впрочем, если смотреть в абсолютном выражении, то больше всего задолжали по банковским кредитам на 1 декабря граждане в Центральном федеральном округе – 144 млрд рублей, на втором месте жители Приволжского федерального округа (76 млрд рублей), на третьем – Сибирского федерального округа (69 млрд рублей).

Растут долги россиян не только по займам. В частности, довольно велика просрочка платежей и за услуги ЖКХ и связи. Данных за 11 месяцев года по задолженности за ЖКУ нет, однако по итогам 5 месяцев 2013 года она составляла 145 млрд рублей, увеличившись на 10%, или 13 млрд рублей.

При этом объем просроченных платежей абонентов-физлиц за телекоммуникационные услуги достиг по итогам 11 месяцев рекордных 22,5 млрд рублей. Рост составил 24%, или 4,3 млрд рублей, по сравнению с прошлым годом.

Основная часть задолженности образовалась не за счет стоимости телефонных разговоров, а за счет услуг передачи данных через интернет. «С учетом того, что подавляющую долю в средствах связи имеют смартфоны, постоянно подключенные к интернету, фактор роуминговой задолженности за интернет начинает играть очень серьезную роль. К сожалению, выезжающие за рубеж россияне часто это не учитывают и в итоге получают счета на десятки тысяч рублей. И, несмотря на то, что в прессе неоднократно появлялись предостережения, число случаев образования роуминговой задолженности продолжает расти», — отмечает старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер.

Если же рассматривать в целом долги россиян за услуги связи, то задолженность за фиксированную связь по итогам 11 месяцев составила 2,2 млрд рублей, за мобильную связь – 19,1 млрд рублей, за домашний интернет и IPTV – 1,2 млрд рублей.

При этом за телекоммуникационные услуги больше всего должны жители Центрального (9,7 млрд рублей) и Приволжского (3,1 млрд рублей) федеральных округов. На третьем месте — Северо-Западный федеральный округ (2,6 млрд рублей). Сибирский федеральный округ с 2 млрд рублей долгов на четвертом месте.

Просроченная задолженность за услуги связи, как и просрочка выплат по банковским кредитам, с начала года быстрее всего росла в Северо-Кавказском федеральном округе.

За 11 месяцев этого года она увеличилась на 37%. В Центральном федеральном округе она возросла на 33%, в Приволжском — на 22%. Меньше всего возросла задолженность за связь в Сибирском и Южном федеральных округах — на 10%.

Эксперты говорят, что телекоммуникационные компании сами виноваты в росте долгов: как и банки, в погоне за клиентами они предлагают слишком привлекательные тарифы и услуги. «Главная цель телеком-операторов — получить клиента, каждого из них сейчас обслуживают 3 или 4 оператора», — говорит Александр Черствов, участник всероссийского объединения предпринимателей «Клуб Лидеров».

По словам эксперта, операторы предоставляют через уже проложенные и окупившие себя линии такие услуги, как телефонию и телевидение. Таким образом, идет прямое стимулирование домохозяйств к подключению большего количества услуг, за которые потом появляется задолженность.

«Однако критическим ее уровень назвать пока нельзя. У МФО все гораздо сложнее, но там прекрасно понимают, на какой риск идут, поскольку кредитуют тех людей, которым отказывают в банках, и хеджируют риски высокими процентами по кредитам. Нельзя сказать, что платежная дисциплина падает, поскольку долги по тем же телекоммуникациям составляют менее 5% выручки трех крупнейших компаний связи. А сегмент МФО — довольно специфический, и такой рост просрочки там заложен в саму модель бизнеса», — резюмирует эксперт. Уровень просрочки, накопившийся сегодня в МФО, не является из ряда вон выходящим, соглашается и Геннадий Фофанов, начальник департамента кредитования малого и среднего бизнеса «Солид Банк».

МФО в свою очередь также считают, что граждане взяли все еще слишком мало займов. В среднем на каждого экономически активного россиянина сейчас приходится всего $1,3 тыс. потребительских кредитов. Это почти на 30% ниже, чем, к примеру, в Польше. При этом в Чехии на одного жителя приходится долг в $1,6 тыс., приводят данные в своем исследовании микрофинансовые организации Moneyman.ru и «МигКредит».

Наталия Еремина