Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 декабря 2013, источник: Коммерсантъ-Online

Иностранцы за штурвалом

Зарубежных летчиков запустят в российские самолеты

В ближайшие пять лет российские авиакомпании смогут пополнять свои летные составы иностранными пилотами. Иностранцы будут как линейными летчиками, так и командирами экипажей. Такой законопроект поступил в Госдуму из правительства.

Пустить гастарбайтеров в отечественную гражданскую авиацию правительство решило по целому ряду причин. В частности, это сделано ради «создания недискриминационного статуса российских авиакомпаний в рамках Евразийского экономического сообщества и СНГ», сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Основная же причина сугубо производственная — «дефицит подготовленных летных кадров». Объем воздушных перевозок в России с 2006 года растет довольно интенсивно — на 13–15% ежегодно, притом что в мире — на 4–5%). Соответственно, растет парк воздушных судов. Но российские летные училища не успевают готовить летчиков в требуемом количестве и с соответствующей мировым стандартам квалификацией. Так, с 1995 по 2007 год училища выпускали по 150–200 гражданских пилотов в год, так как нынешняя кадровая потребность — 1,1–1,2 тыс. в год. Причем выпускники завершают учебу с первоначальным налетом менее 60 часов, хотя по нормативам Международной организации гражданской авиации налет должен составлять не менее 150 часов на двухмоторном самолете.

Еще сложнее обстоит дело с командирами экипажей. Чтобы стать командиром современного самолета с максимальной взлетной массой более 90 тыс. кг, выпускник училища должен летать шесть-восемь лет. Летчик вправе летать не более 800 часов в год — таковы жесткие требования нормы для «режима рабочего времени и времени отдыха экипажей». Командиром же может стать только тот, кто налетал пилотом не менее 5 тыс. часов.

В силу всех этих обстоятельств и решено допустить иностранных пилотов к трудовой деятельности в российских коммерческих авиакомпаниях. Порядок допуска в законопроекте не прописан, его определит правительство, после того как закон будет принят. Получивший допуск иностранец может быть и пилотом, и командиром корабля. А также может проходить подготовку в составе экипажа, если все остальные члены экипажа россияне.

Привлечение иностранцев — мера временная: закон будет действовать лишь до 1 января 2019 года. Видимо, за эти годы правительство рассчитывает наладить подготовку нужного количества гражданских пилотов из числа россиян. Во всяком случае, летные училища этим уже занялись: в прошлом году выпустили 558 человек, а в 2013-м — уже 625.

Как государство вернулось к проблеме пилотов в гражданской авиации

Авиакатастрофа Boeing 737 в Казани может изменить подходы государства к подготовке пилотов в гражданской авиации. Совет федерации неожиданно выступил против утвержденного правительством законопроекта о привлечении иностранных пилотов и предложил переучивать военных летчиков. Росавиация, в свою очередь, хочет ужесточить подход к тренировке пилотов. Эксперты отмечают, что обойтись без иностранцев будет трудно, на переподготовку военных потребуется время и деньги без гарантии успеха, а в стране и так есть «кадровый резерв» выпускников гражданских летных училищ, которых можно и нужно обучать.

Виктор Хамраев

Авиакатастрофа в Казани
Источник:©РИА "Новости"