Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 декабря 2013, источник: Газета.Ру

Россияне полюбили летать

Пассажирские авиаперевозки в России растут, а грузовые стагнируют — это обусловлено в том числе конкуренцией со стороны пассажирского авиапарка, который также занят перевозкой грузов.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) повысила прогнозы по чистой прибыли коммерческих авиаперевозчиков. Если в сентябре Ассоциация оценивала доход после налогообложения компаний для 2013 года в $11,7 млрд, а для 2014 года в $16,4 млрд, то теперь прогнозируется $12,9 и $19,7 млрд соответственно. Таким образом, по новому прогнозу IATA, в следующем году прибыль авиакомпаний вырастет на 52,7%.

Основными причинами такого роста называются снижение цен авиационное топливо, изменения в структуре самих перевозчиков, повышение их эффективности. Консолидация, происходящая в отрасли, способствует снижению расходов компаний, на увеличение выручки также влияет рост неавиационных доходов.

Положительное влияние также оказывают глобальные макроэкономические факторы: особенно восстановление экономики США.

Здесь в 2014 году ожидается годовой рост прибыли у перевозчиков на 43,1%, до $8,3 млрд, Азиатско-Тихоокеанском регионе на 28,1%, до $4,1 млрд. Несмотря на слабый внутренний рынок европейские компании (к которым IATA относит и российских перевозчиков) смогут сильнее всего улучшить свои финансовые показатели: в 2014 году чистая прибыл у них вырастет с $1,7 млрд до $3,2 млрд, то есть почти вдвое.

На увеличении доходов сказывается и рост пассажирских перевозок. Так, если в 2012 году было перевезено 2,98 млрд пассажиров, то в 2013 году эта цифра впервые в истории перевалит за 3 млрд и составит 3,13 млрд, а в 2014 году — уже 3,31 млрд. Процент занятости пассажирских кресел также увеличивается: в 2012 году он составлял 79,2%, в 2013 году ожидается на уровне 80,3%, а в 2014 году достигнет 81,3%. На фоне улучшения финансовых показателей в пассажирском сегменте в грузовых перевозках наблюдаются кризисные явления, отмечает Ассоциация. Рынок при этом продолжит стагнировать: в 2012 году авиакомпании перевезли 51,1 млн грузов, в 2013 доставят 51,6 млн, в 2014 году — 52,5 миллиона тонн.

В области пассажирских перевозок в России ситуация даже лучше, чем общемировая.

Согласно данным Росавиации, за 11 месяцев 2013 года российские авиакомпании перевезли 78,4 млн пассажиров. Это на 14,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Процент занятости пассажирских кресел составил 80,1%. «Российская гражданская авиация растет темпами, превышающими мировые, и мы рассчитываем, что данная тенденция сохранится», — рассказал «Газете.Ru» первый заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров. «Совокупный объем перевозок ОАО “Аэрофлот — Российские авиалинии” в 2013 году ожидается на уровне 31,5 млн пассажиров против 27,5 млн годом ранее. Загрузка рейсов прогнозируется на уровне 78,2%», — рассказали «Газете.Ru» в Аэрофлоте

«В будущем темпы роста будут более характерными для устоявшегося рынка, но все равно, выше мировых», — говорит Столяров. В «Трансаэро» в краткосрочной перспективе ожидают ежегодный рост пассажирских перевозок в пределах 8-12%. «Можно по естественным причинам прогнозировать всплеск пассажирских перевозок в начале следующего года — в период проведения зимней Олимпиады», — соглашается главный редактор Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Рыночный потенциал требует от ОАО “Аэрофлот — Российские авиалинии” высоких темпов роста и значительного увеличения парка воздушных судов», — отмечают в Аэрофлоте.

Однако грузооборот не только не стагнирует, а даже снижается.

Перевозки грузов российскими авиакомпаниями с января по ноябрь 2013 года сократился на 1,3%. В ноябре 2013 года по отношению к ноябрю 2012 года они упали на 3,7%. «Темпы экономического роста являются главным драйвером по развитию грузоперевозок. Экономический рост не подлежит точному прогнозированию», — заявляет Пантелеев. «Объем грузоперевозок очень сильно завязан на динамику ВВП. Если пассажирские перевозки не так сильно связаны — они, скорее, зависят от денежных доходов, валютных курсов и так далее, то грузы в первую очередь зависят от макроэкономической динамики. Плохая макроэкономика – плохая ситуация по грузам», — уточняет независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Замедление темпов экономического роста, происходящее в экономики России, естественным образом будет бить. «Если говорить отрасли специализированных грузовых перевозчиков, то здесь кризис жанра, в определённом смысле», — рассказывает представитель одного из российских авиационных грузоперевозчиков, пожелавший остаться неизвестным.

«Современные пассажирские самолеты становятся все больше вместительными, и берут немало груза, составляя нам серьезную конкуренцию», — говорит источник. «Большая часть грузов внутри страны перевозится в багажных отделениях пассажирских судов. Такие перевозчики особых проблем не испытывают. Грузовой бизнес для них третья или четвертая статья дохода.

Есть груз – хорошо, нет грузов – ничего страшного», — соглашается Крамаренко.

«На рынке присутствуют избыточные емкости, то есть предложение провозных емкостей превышает спрос на них. Пассажирским перевозчикам такая ситуация не так угрожает, как нам — их прибыльность не зависит от груза, источник их основного дохода – пассажиры. А вот у нас другого источника нет. Проблема усугубилась падением объемов перевозок в 2013 году на фоне кризиса в Европе, США, России. Теперь объемы, кажется, возвращаются — по крайней мере, есть робкая надежда на это, — но они возвращаются все равно не в том темпе и не в тех количествах, чтобы решить системную болезнь overcapacity. Она останется и будет бить в первую очередь по грузовым перевозчикам», — поделился опасениями источник.

Поэтому компании-перевозчики будут уходить с рынка: «просто банкротиться из-за очень жестких условий и малой (если вообще какой-либо) рентабельности».

Автор: Илья Ильин