Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 декабря 2013, источник: Ведомости

Далекие дивиденды «АвтоВАЗа»

«Ростех» не ждет дивидендов от «АвтоВАЗа» до погашения долга в 50 млрд руб. перед госкорпорацией. Это может произойти почти через 20 лет

Акционеры СП Alliance Rostec Auto B. V. не планируют получать дивиденды от «АвтоВАЗа» до выплаты долга компании перед «Ростехом», сообщил «Ведомостям» представитель госкорпорации. Этому СП, зарегистрированному в Нидерландах, принадлежит 74,5% капитала «АвтоВАЗа» (81,4% обыкновенных акций). Компания была создана альянсом Renault-Nissan и «Ростехом», которые внесли в СП свои пакеты акций «АвтоВАЗа». При этом к лету доля «Ростеха» в Alliance Rostec Auto составит 32,87%.

Во время кризиса «Ростех» получил от государства в капитал и затем выдал «АвтоВАЗу» беспроцентные ссуды на общую сумму примерно 75 млрд руб. Часть долга была погашена непрофильными активами «АвтоВАЗа». В 2012 г. «Ростех» по договоренности с альянсом Renault-Nissan пролонгировал оставшуюся задолженность до 2032 г. Речь идет о 51,2 млрд руб., уточняет представитель «АвтоВАЗа». Он, а также представитель «Ростеха» не смогли пояснить, планирует ли автозавод досрочно расплатиться с госкорпорацией.

Представитель Nissan отказался от комментариев. Его коллега из Renault заметил, что «Ростех» и альянс договорились не разглашать детали соглашений, «поэтому мы не комментируем относительно критериев и дат выплат дивидендов». «Это будет обсуждаться перед каждым общим собранием акционеров “АвтоВАЗа”, — добавил он. Источник, близкий к акционерам “АвтоВАЗа”, подтверждает, что формальная процедура принятия решения о выплате дивидендов (рекомендация совета директоров, затем решение собрания акционеров) остается прежней. Ранее, в 2011 г., основные акционеры “АвтоВАЗа” договорились, что в случае получения предприятием прибыли деньги помимо выплаты долгов будут направляться прежде всего на инвестпрограмму, добавляет он. В последний раз “АвтоВАЗ” выплатил дивиденды, в том числе по привилегированным акциям, накануне кризиса — по итогам 2007 г. Акционеры получили 536 млн руб., или 14,6% чистой прибыли предприятия по МСФО.

Отказ от выплаты дивидендов “АвтоВАЗом” до погашения долга перед “Ростехом” скорее всего одно из условий пролонгации ссуд для предприятия, считает аналитик “ВТБ капитала” Владимир Беспалов. Это обычная практика в случаях, когда речь идет о значительном долге, добавляет он. Чистый долг “АвтоВАЗа” на конец первого полугодия 2013 г. составил почти 31 млрд руб., говорится в отчетности компании по МСФО. Правда, эта цифра не дает точного представления о размере задолженности, поскольку обязательства перед “Ростехом” дисконтируются на величину не подлежащих уплате процентов.

Номинальный — гораздо выше, замечает Беспалов. На начало октября, если брать отчетность “АвтоВАЗа” по РСБУ, чистый долг превышал 90 млрд руб.

“Представляется логичным, чтобы „АвтоВАЗ“ в ближайшие годы сосредоточился на увеличении рентабельности и реализации своих планов”, — сказал источник, близкий к акционерам компании.

“Сложно говорить о том, что будет после 2032 г., но в ближайшие годы „АвтоВАЗ“ точно не сможет выплачивать дивиденды — у компании просто нет денег на это”, — соглашается Беспалов.

По его оценке, из-за больших капиталовложений (инвестпрограмма “АвтоВАЗа” до 2020 г. оценивается почти в 180 млрд руб.) и низких финансовых результатов “АвтоВАЗ” вряд ли сможет выйти на положительный свободный денежный поток раньше 2015 г.

По итогам шести месяцев 2013 г. выручка “АвтоВАЗа” по МСФО сократилась на 7% до 82,98 млрд руб., группа получила чистый убыток в 2,6 млрд руб. вместо прибыли в 27,39 млрд руб. годом ранее, следует из отчета компании. По итогам 2013 г. чистый убыток “АвтоВАЗа” по МСФО составит 6,9 млрд руб., выручка — 193 млрд руб., прогнозирует Беспалов. В следующем году консолидированная выручка компании может вырасти на 40%, а чистый убыток — сократиться втрое, считает он. Прибыльным “АвтоВАЗ” может стать в 2015 г., думает Беспалов.

В этом автоконцерну помогут расширение контрактного производства (сейчас “АвтоВАЗ” выпускает Nissan Almera, готовится производство автомобилей марки Renault, а также суббренда Nissan Datsun), возможная стабилизация российского автомобильного рынка в 2014 г. (по итогам 11 месяцев 2013 г. продажи Lada в России упали на 16% до 417 361 шт., весь рынок сократился на 6% до 2,51 млн шт., по данным Ассоциации европейского бизнеса), а также увеличение продаж за счет новых моделей, перечисляет эксперт.

Можно ожидать и повышения эффективности бизнеса, в том числе с помощью Бу Андерссона, который, как ожидается, возглавит “АвтоВАЗ” (сейчас он работает президентом группы ГАЗ), добавляет Беспалов.