Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
30 декабря 2013, источник: m24.ru

Сидения в метро будут подниматьcя в шахматном порядке

В новых вагонах подземки более трети сидений будет подниматься в час пик, убирать места начнут в шахматном порядке. Об этом M24.ru сообщил замначальника ГУП «Московский метрополитен», начальник службы подвижного состава Александр Вайсбурд

«Точное количество мест, где будут подниматься сиденья, должен определить производитель, но нам рекомендовали шахматное чередование. Это нужно, чтобы нагрузка на вагон распределялась равномерно», − пояснил он. Вайсбурд также отметил, что количество поднятых мест не будет достигать половины.

В новом техническом задании на разработку вагонов, которое было опубликовано 25 декабря, указаны минимальные требования к ним, отметил Александр Вайсбур. Это техзадание в несколько раз «тоньше», чем первая версия, которая была опубликована еще в 2012 году. Поднимающиеся сиденья в нем тоже не указаны, однако власти не отказываются от этой идеи, просто отдают технические подробности на усмотрение производителям. «Кроме того, в ТЗ указано 36 сидячих мест — это минимум, в итоге, производитель может установить и больше»,− пояснил Вайсбурд. Он также отметил, что ни один из потенциальных участников конкурса не имеет уже готовых решений, полностью соответствующих техническому заданию.

В целом список потенциальных претендентов за последние месяцы не изменился, отметил Вайсбурд. В качестве претендентов на участие в конкурсе называют канадскую компанию Bombardier, корейского производителя Hyundai, немецкого Siemens, испанскую компанию CAF, французскую Alstom, японскую Hitachi, «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг», ОАО «Синара», питерские ЗАО «ВАГОНМАШ» и ОАО «Октябрьский ЭВРЗ», а также украинский «Крюковский вагоностроительный завод».

Отметим, что ранее компания Siemens просила метрополитен разрешить производство вагонов из алюминия, в то время как по Москве курсируют только стальные составы. В новом техническом задании прямого указания на материал, которым должны обшивать вагоны нет, однако, по словам Александра Вайсбурда, алюминий в состав разрешенных металлов не входит. К слову, другая поправка Siemens — установить максимальную скорость не 100 км в час, а 90, была учтена. «Для обеспечения требуемой технической скорости 48 км в час будет достаточной величина конструкционной скорости 90 км в час, — писали представители компании метрополитену в 2012 году. — Любое ненужное увеличение конструктивной скорости приведет к увеличению габаритных размеров тягового оборудования и тележек, и, как следствие, к увеличению веса вагона и его более высокой цене». Отметим, что Siemens может выйти на конкурс совместно с корпорацией «Русские машины».

Напомним, что столичный метрополитен объявил конкурс на разработку и поставку 832 новых вагонов до 2017 года. На 30-летнее обслуживание поездов по контракту жизненного цикла будет потрачено 143,9 млрд рублей. Первые 11 составов придут уже в первом квартале 2014 года, каждый квартал следующего года будет добавляться еще по 11 новых поездов. Максимальная вместимость новых вагонов составит 10 сидящих и стоящих пассажиров на 1 кв. метр, номинальная — 6 пассажиров на 1 кв. метр. В каждом вагоне будет по 36 мест для сидения (в стандартных вагонах Мытищинского завода — 40-44), и одно место в головном вагоне для инвалидной коляски. Проходы между вагонами будут сквозными.

Месячный платеж метрополитена за владение и пользование одним вагоном может составить 562,8 тысячи рублей, а за сервисное обслуживание — 181,3 тысячи рублей. В 2014 году стоимость меняться не будет, а для поставок, начиная с 1 апреля 2015 года, она может быть проиндексирована. Обслуживание новых вагонов будет осуществляться в электродепо «Владыкино», «Новогиреево» или в других, по согласованию с метрополитеном. По истечении 30 лет контракта жизненного цикла подземка выкупит вагоны за 10 тысяч рублей каждый. Производители будут подавать заявки до 7 февраля, а победитель конкурса определится 17 февраля. Метрополитен рассматривает в качестве поставщика только крупные компании — с годовой чистой прибылью в размере не менее 2 млрд рублей за последние 3 финансовых года и наличием капитала и резервов не менее 5 млрд за 3 финансовых года. При этом допускаются коллективные участники. Таким образом, отечественные компании смогут объединиться с зарубежными.

Руководитель департамента внешних связей «Трансмашхолдинга» Артем Леднев сказал M24.ru, что компания заинтересована в конкурсе и сейчас изучает техническое задание. При этом Леднев затруднился сказать, будет ли холдинг участвовать в тендере метрополитена самостоятельно или совместно с французским производителем Alstom. Начальник департамента развития производства ОАО «НПК Уралвагонзавод» Алексей Чуркин заявил M24.ru, что компания также сейчас занимается изучением технического задания тендера. «Если мы выйдем на конкурс, то совместно с канадской компанией Bombardier», — пояснил он.

Напомним, «Уралвагонзавод» сейчас разрабатывает для Москвы трамвай нового поколения, первые поставки начнутся уже в 2014 году. Изначально производитель также планировал делать новый трамвай совместно с Bombardier, однако потом договорился с польской компанией PESA. «Дело в том, что у Bombardier не оказалось трамвая, подходящего под требования российской столицы, а его разработка заняла бы слишком много времени и стоила бы недешево. Что касается метро, то мы хотим сотрудничать именно с Bombardier», — пояснил Чуркин.

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил, что самыми реальными кандидатами на конкурс являются «Метровагонмаш» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»), который производит поезда типа «Русич» и «Ока» для столичной подземки, и питерская компания ЗАО «ВАГОНМАШ». «В то же время у “Уралвагонзавода”, например, в наличии нет вагонов для метрополитена, если понадобится замена подвижного состава, везти их будет слишком долго», — отметил Баранов.

Эксперт отметил, что ежемесячный платеж, который метрополитен предложит подрядчику за использование и обслуживание одного вагона в месяц, — вполне адекватная сумма. «Поскольку контракт жизненного цикла подразумевает, что предприятие берет на себя все расходы на изготовление, поставку и обслуживание вагонов, всю ответственность за их работу, а прибыль начинает получать далеко не сразу». По словам Баранова, только крупные компании смогут произвести необходимое количество вагонов за свой счет.

По словам эксперта общественной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, компания Siemens вряд ли откажется принимать участие в конкурсе из-за того, что метрополитен запретил использование алюминия в обшивке вагонов. «У Siemens есть вагоны, сделанные из стали. Остается только понять, выдержат ли они ценовую конкуренцию с другими производителями»,− заявил Свириденков.

Эксперт отметил, что поднимающиеся сиденья в новых поездах – это разумное решение со стороны столичных властей. «В час пик трудно говорить о каком-либо комфорте в метро. А благодаря тому, что часть сидений уберут, больше пассажиров сможет поместиться в вагоне»,− пояснил эксперт. По его словам, прогнозировать, насколько увеличится вместимость вагонов, можно будет, когда производители начнут предлагать свои решения.

Дарья Миронова, Марина Курганская