Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 января 2014, источник: Российская газета

ФАС проверит новогодние распродажи в России

Пролетели первые дни новогодних праздников, запасы еды иссякли — пора в магазин. А там не только хлеб и мясо… «Будьте бдительны! Не засматривайтесь на рекламу о небывалых скидках», — предупреждают эксперты «РГ».

Наступление Нового года — еще не конец периода праздничных распродаж. «Выгодные предложения» продлятся как минимум еще две недели.

Но уже и Федеральная антимонопольная служба засомневалась в том, можно ли в эти дни получить хоть какую-то выгоду от этих распродаж. Ведомство собирается проверить, не мухлюют ли магазины на своих «аттракционах невиданной щедрости». Эксперты «РГ», не дожидаясь результатов проверок, советуют покупателям умерить свой пыл.

Новогодние распродажи в России — один большой обман, в один голос говорят специалисты, занимающиеся проблемами потребителей. По словам председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова, лихие маркетологи привыкли «объезжать» российского покупателя, наслышанного про рождественские распродажи. «У нас нет такой практики рождественских скидок как в Европе, США и многих других развитых странах. Там это во многом связано с особенностями налогообложения, бухгалтерской отчетности и маркетинговыми традициями. Например, для большинства акционерных обществ важно демонстрировать максимальный оборот по итогам года, так что в декабре они, во что бы то ни стало, стараются распродать максимум товаров», — рассказывает эксперт.

Кроме того, напоминает он, в развитых странах товары «морально стареют» быстрее, чем в развивающихся, в том числе и в России. Особенно это касается одежды и электроники. В новом году эти товары в США и Европе дешевеют. У нас же ценники, наоборот, переписываются в большую сторону. В России нет факторов, которые делают рождественские скидки необходимым инструментом для сетевой торговли и выгодным для покупателя явлением, говорит собеседник «РГ».

Чаще всего цены накануне искусственно завышаются, а потом, якобы, снижаются. Например, товар, который стоил 10 тысяч рублей, сегодня будет стоить уже 15 тысяч рублей. А завтра на него объявят «скидку» и будут продавать за 12 тысяч рублей. Это грубое нарушение закона «о рекламе», указывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Но бороться с этим практически нельзя.

«Проверяющие органы смотрят на ситуацию сквозь пальцы. Остается надеяться, что у ФАС что-то получится», — рассуждает он. Судебные дела также имеют мало перспектив. Янин объясняет, что чаще всего магазины поступают следующим образом — объявляют скидки, например, «до 70 процентов». И максимальную скидку ставят на единственную товарную позицию. Цена на все остальные товары снижается значительно меньше.

Чтобы не стать жертвой новогоднего маркетинга стоит следовать нескольким нехитрым советам.

Во-первых, тщательнее относиться к выбору покупок — составлять списки и покупать все заранее. «Расчет идет, в том числе, и на то, что в этот период резко возрастает количество импульсных покупок. Буквально в разы. Человек не задумывается — увидел, схватил, оплатил, а потом понял, что эта вещь не нужна, или в соседнем магазине она стоит дешевле. Лучше заранее сделать обдуманный выбор, сравнить цены. Очень полезно читать отзывы в интернете. Хотя и тут продавцы изо всех сил пытаются хитрить. Часто магазины нанимают специальных людей, которые пишут положительные отзывы на их продукцию. Тут универсального рецепта нет. Просто нужно не обращать внимания на однобокие, скудные на детали комментарии», — советует Аншаков.

Во-вторых, стоит подумать над покупками через интернет, например, в зарубежных магазинах, советует Янин. «Нужно понимать, что практически любая вещь, которая находится на полках российского магазина, кроме продуктов питания, имеет как минимум 100-процентную наценку. И даже с учетом 50-процентной скидки вы не получите того, что вы можете получить на обычной распродаже в любой развитой стране, например в Европе. Там и исходные цены ниже. Поэтому сейчас идут инициативы ограничить 150 евро стоимость беспошлинно ввозимых товаров, если они идут через почту. Потому что люди сравнивают цены и даже, не отправляясь на рождественские распродажи, экономят больше, чем со всеми нашими 70-процентными скидками. А это очень не нравится крупным торговым сетям» — рассказывает эксперт.

В-третьих, можно обратить внимание на магазины поменьше. Скорее покупатель попадется в крупном магазине, указывает председатель Общества защиты прав потребителей. У хозяина небольшой торговой точки часто есть своя клиентура, которой он дорожит. Так что уловок от него можно ожидать меньше.

Вместе с тем, защитники потребителей сходятся во мнении, что лучшая защита от грабительского маркетинга в новогодние праздники — это «холодная» голова.

Важно!

Еще одна деталь. «Повсеместно висят объявления о том, что товары, купленные на распродаже, не подлежат обмену и возврату. Это грубое нарушение закона», — говорит эксперт. Даже если вы купили что-то на распродаже, на эти вещи распространяются общие нормы закона. Магазин не имеет право его ограничивать своими внутренними актами.