Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 января 2014, источник: Газета Коммерсантъ, (новости источника)

Вагонам пообещали долгую жизнь

Росжелдор предложило Минтрансу разрешить продление срока службы грузовых вагонов, увеличивая сроки их эксплуатации в полтора раза — в некоторых случаях почти до 50 лет. Вагоностроители считают, что концепцию лоббируют железнодорожные операторы, которым надо торопиться: летом вступит в силу техрегламент Таможенного союза, фактически запрещающий продление без модернизации вагонов. По данным «Ъ», вопрос о продлении будет обсуждаться на этой неделе у вице-премьера Аркадия Дворковича

В распоряжении «Ъ» оказалась концепция проекта положения о продлении срока службы вагонов, подготовленного Росжелдором. Агентство предлагает кардинально изменить критерии продления, взяв за основу предельную величину пробега вагона после первого капремонта, который обычно проводится на половине срока службы (средний срок службы полувагонов — 22 года, цистерн — 32). Росжелдор установил норму пробега для полувагонов в 2 млн км, для цистерн — в 2,2 млн км, для платформ — в 900 тыс. км, срок службы вагона должен продлеваться не более чем на половину от назначенного производителем. Кроме того, допускаемые к продлению вагоны должны пройти сертификацию.

Обсуждение механизма продления срока службы вагонов началось в конце 2012 года, когда производители попросили Дмитрия Медведева запретить такое продление, ссылаясь на многочисленные аварии с участием старого парка. Рассмотреть вопрос предлагал и президент ОАО РЖД Владимир Якунин. В мае 2013 года правительство временно (до разработки Минтрансом постоянного положения) ограничило срок продления одним годом. Минтранс уже представлял несколько вариантов: так, осенью предлагалось продлевать срок службы вагонов на пять лет. Но вопрос отложили до августа 2014 года, когда в силу вступит техрегламент Таможенного союза, допускающий продление срока службы вагона только при модернизации.

По сведениям «Ъ», Росжелдор представил свою концепцию Минпромторгу, где на прошлой неделе прошло совещание с вагоностроителями. В нем приняли участие представители НПК «Уралвагонзавод», Объединенной вагонной компании, концерна «Тракторные заводы» (КТЗ), «РМ Рейл» (входит в корпорацию «Русские машины» Олега Дерипаски). По словам источника «Ъ», знакомого с ходом совещания, производители не отнеслись к концепции всерьез «из-за многочисленных противоречий». «РМ Рейл» и КТЗ уже направили свои замечания в Минпромторг. «Если учитывать, что первый капремонт полувагона проводится только через 11 лет, расстояние 2 млн км он преодолеет за 27 лет, а затем вагон будет продлен еще на 11 лет, и его общий срок эксплуатации может составить 49 лет»,-- говорится в письме «РМ Рейл» (копия есть в распоряжении «Ъ»). Принятие концепции навредит экономике страны и промышленности, считают в компании. В письме КТЗ отмечается, что отсчет пробега надо вести с первого дня эксплуатации вагона, а максимальный срок продления должен быть не больше пяти лет. По информации «Ъ», этот вопрос будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в пятницу. Представитель вице-премьера не стала комментировать его график.

Из опрошенных «Ъ» железнодорожных операторов лишь немногие слышали о предложениях Росжелдора. Источник в одном из них сообщил, что «компания поддерживает концепцию». Но источники «Ъ» в вагоностроительной отрасли уверены, что именно операторы пролоббировали основные ее положения, так как до введения техрегламента ТС осталось лишь несколько месяцев.

По оценке главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в этом году вопрос о продлении должен коснуться около 20 тыс. вагонов, в основном речь идет о парке Первой грузовой компании и «Русагротранса». Но он считает, что Росжелдору будет сложно получить одобрение своих предложений в правительстве. По мнению господина Бурмистрова, реализация концепции может привести к перенасыщению рынка вагонами, избыток которых сейчас и так составляет около 250 тыс. При этом падение погрузки на железной дороге в 2013 году составило 2,8%.

Юлия Ъ-Галлямова