Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 января 2014, источник: Газета Коммерсантъ

Мясники сделали ход свиньей

Ритейлеры не должны брать с поставщиков куриных яиц, а также говядины, свинины, курятины и субпродуктов из них 10-процентный объемный бонус, пытаются убедить Аркадия Дворковича мясные производители. По их подсчетам, это позволит отрасли в год экономить не менее 4 млрд руб. Розница предупреждает, что тогда ей придется повысить на эти продукты цены

Перечень социально значимых товаров, за которые ритейлеры не могут требовать от поставщиков вознаграждения, целесообразно расширить с нынешних четырех позиций еще на шесть, написали в конце прошлого года вице-премьеру Аркадию Дворковичу руководители Национальной мясной ассоциации, Росптицесоюза, Национального союза свиноводов и Национального союза производителей говядины. Господин Дворкович еще 20 декабря дал поручение Минпромторгу, Минсельхозу и Минэкономики вместе с отраслевыми объединениями проработать этот вопрос.

Перечень социально значимых товаров, на которые государство в соответствии с законом о торговле может устанавливать предельно допустимые розничные цены, утвержден постановлением правительства в июле 2010 года и насчитывает 24 позиции. Но только для четырех видов товаров из этого списка установлен запрет на выплату розничному продавцу вознаграждения, которое по закону не может превышать 10%. Сейчас это хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и пшеничной муки, пастеризованное молоко и куриное мясо. Для этих продуктов срок годности не должен превышать десять дней, и все они должны соответствовать определенному ГОСТу.

Мясники предлагают расширить этот перечень за счет куриных яиц, свежей, охлажденной и замороженной говядины и свинины, а также субпродуктов из них и куриного мяса. До вступления в силу закона о торговле так называемый объемный бонус в розничных сетях для ключевых поставщиков мяса составлял 3-5%, сейчас же они выплачивают уже до 10%, жалуются отраслевые объединения Аркадию Дворковичу. Признавая высокий спрос на курятину, авторы письма обращают внимание на то, что свинина и говядина являются не менее социально значимыми продуктами. Включение же в перечень мясных субпродуктов будет стимулировать развитие глубокой первичной переработки мяса, что сейчас невыгодно в том числе из-за существующих объемных бонусов в рознице.

Расширение перечня позволит снизить налоговую нагрузку на производителей и поставщиков мяса приблизительно на 1%, что «по самым скромным оценкам» позволит отрасли сэкономить не менее 4 млрд руб., указывают отраслевые объединения. Минсельхоз уже поддержал мясников, следует из письма замминистра Игоря Манылова, направленного 10 января в Минпромторг. Представители Минпромторга и Минэкомики вчера не ответили на запрос «Ъ».

В январе--октябре 2013 года во всех хозяйствах, по оценке Минсельхоза, на убой было произведено 9,3 млн тонн скота и птицы в живой массе, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Производство яиц снизилось на 2%, до 34,9 млрд шт.

«Мы лишь хотим, чтобы все точно знали, какую наценку делают торговые сети»,-- объясняет руководитель исполнительного комитета Национальной мясной организации Сергей Юшин. По его словам, при уплате объемного бонуса цена товара уже изначально искажается. Никакого рационального смысла в объемных бонусах сегодня нет, считает юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский. «До принятия закона о торговле поставщик за выплаченный бонус мог получить для себя что-то реальное — например, увеличить объем поставки, специальные услуги,-- напоминает юрист.-- Сейчас же этот бонус просто выплачивается — и все».

Со стороны инициатива мясников кажется попыткой расширения рынка сбыта крупных производителей, которые не всегда популярны в регионах, считает представитель сети «Ашан» Мария Курносова. «Ашан», по ее словам, закупает яйца и курятину только у региональных поставщиков, с которых вообще не берет вознаграждения, свинину и курятину — у производителей масштаба федерального округа. В структуре выручки гипермаркетов доля курятины, говядины, свинины, а также яиц достигает 25% от свежих продуктов, или около 6% всех продаж. Ритейлеры сомневаются, что обсуждаемые продукты пользуются повышенным спросом по всей стране, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Он добавляет: «Если мясники экономят на нас, мы тоже должны будем экономить — повышать цены».

В конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба проводила свое расследование в связи c подорожанием яиц в рознице в ряде регионов на 40%. Но было возбуждено лишь два дела, а основной причиной роста цен стало, как выяснило ведомство, подорожание кормов.

Евгения Перцева