Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Сколько на самом деле мартышек в Удаве из «38 попугаев»?Помните первую серию кукольного мультсериала, в которой животные думают, как измерить рост Удава?
24 января 2014, источник: Деловая газета ВЗГЛЯД, (новости источника)

Российские магазины винят в изоляции интернет-торговли

В России подана первая заявка на митинг против ограничений интернет-торговли – это стало реакцией на отказ ряда операторов возить россиянам заказы из-за границы. Попытка докопаться до первопричин решения заводит в тупик: на таможне говорят, что никаких новых правил не вводилось. Защитники прав потребителей обвиняют во всем отечественных торговцев через интернет, те утверждают, что вообще тут ни при чем

Источник: Reuters

Новый порядок делает работу невозможной

В пятницу эксперты продолжают обсуждать решение, принятое крупнейшими операторами экспресс-доставки DHL, DPN, Pony Express, СПСР, TNT, FedEx и UPS.

Ассоциация экспресс-перевозчиков (АСЭП), куда все они входят, решила прекратить доставку в Россию всех товаров для личного пользования, купленных россиянами в зарубежных интернет-магазинах.

ИТАР-ТАСС со ссылкой на ассоциацию сообщало, что такое решение было принято в связи с усложнением порядка оформления этих товаров на российской таможне. Об этом, в частности, говорилось в письме АСЭП своим клиентам от 20 января этого года.

«Новый порядок делает невозможным оказание компаниями – членами АСЭП уровня сервиса, ожидаемого нашими клиентами», – говорилось в сообщении ассоциации, которое широко разошлось в интернете.

Отмечалось, что ужесточение требований на таможне вступило в силу 4 января.

Правда, после первой волны сообщений об этом появилась информация, что никаких кардинальных решений пока не принято.

Президент АСЭП Владимир Саркисов сообщил, что журналисты поспешили опубликовать его письмо, которое пока является лишь проектом, направленным коллегам для обсуждения. И консолидированной позиции участников Ассоциации по данному вопросу пока не выработано.

«Каждая фирма будет сама для себя принимать решение о прекращении доставки в Россию экспресс-грузов физлицам», – сказал Саркисов «Коммерсанту».

При этом газета пишет, что FedEx уже прекратил доставку экспресс-грузов в адрес частных лиц в России. В колл-центре DPD дали понять, что доставка импортных посылок ими пока не прекращалась. В «Пони экспрессе» продолжают доставлять по России товары, но приобретенные только в ряде китайских интернет-магазинов. В TNT сообщили, что компания уже давно прекратила доставку грузов в адрес россиян – частных лиц.

В свою очередь глава UPS в России Иван Шацких признался, что в понедельник представители экспресс-перевозчиков были приглашены в ФТС, где им и объявили о новой усложненной процедуре таможенного оформления.

«Проблема заключается в том, что запрещен выпуск по реестру грузов в адрес частных лиц стоимостью до 200 евро. То есть вы заказали два компакт-диска в интернет-магазине и должны предоставить пять документов для таможенного оформления», – пояснил он.

Среди документов, которые добавились для предъявления на таможне, называются оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина как получателя платежа, подлинник договора на оказание услуг по таможенному декларированию, копия банковской карты, а также объяснительная записка, если оплата производилась с чужой карты, передает «Коммерсант».

Газете ВЗГЛЯД не удалось связаться в пятницу с Ассоциацией экспресс-перевозчиков. Телефон организации с раннего утра был постоянно занят. Однако в пресс-службе компании DHL, входящей в АСЭП, комментарий предоставили.

«DHL Express уже с 2010 года не импортирует в Россию грузы в адрес физических лиц, за исключением нескольких проектов. С 27 января 2014 года компания приняла решение полностью прекратить импорт в Россию всех грузов для личного пользования», – заявил вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко.

Он объяснил это тем, что с января список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физических лиц существенно увеличился.

«В сложившихся обстоятельствах объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение. Скорость, качество и надежность являются неотъемлемыми составляющими сервиса DHL Express. Для поддержания высоких стандартов обслуживания компания приняла решение о прекращении ввоза грузов для физических лиц из-за границы», – резюмировал он.

Любопытно, что в самой Федеральной таможенной службе все отрицают. В пресс-службе ФТС газету ВЗГЛЯД заверили, что никаких новых правил с января не вводилось. И к сложившейся ситуации они не имеют никакого отношения.

Первый комментарий таможенников по этой истории датируется еще 15 января: «В связи с поступлением запросов СМИ об изменении правил таможенного оформления грузов в адрес физического лица для личного пользования Шереметьевская таможня сообщает следующее: порядок таможенного оформления товаров… не изменился».

Российский след

Между тем некоторые озабоченные сложившейся ситуацией активисты уже нашли виноватых в том, что произошло. И речь идет вовсе не о таможне. Например, глава Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков обвинил во всем российскую Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ).

«В нее входит порядка 15 членов. В большинстве своем – это крупные офлайн-магазины с небольшими интернет-подразделениями. Есть там и несколько онлайн-магазинов. Но в основном члены ассоциации больше заинтересованы в развитии именно офлайн-бизнеса», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.

По словам Аншакова, они инициировали введение «фактически запретительных мер на интернет-торговлю с заграницей». Планируется увеличить налог на это до 30% (пока покупка ценой до 1 тыс. евро пошлиной не облагается – прим. ВЗГЛЯД). Кроме того, тем, кто привозит товар из-за рубежа, придется дополнительно заниматься усложнившейся процедурой сбора документов.

«Потребителю из-за этой мороки проще будет отказаться от покупок за рубежом. И, естественно, он пойдет покупать товар в российских интернет-магазинах. Даже при том, что цены там в несколько раз выше. Соответственно увеличивается прибыль компаний из ассоциации, которую я назвал», – пояснил эксперт.

Он назвал членов АКИТ «откровенными лоббистами». И добавил, что интереснее всего в этой истории выглядит российское подразделение EBay. «С одной стороны, им не выгодны препоны на таможне, потому что продажи на их площадке могут упасть. Но с другой стороны, они пытаются развить свое российское подразделение, где-то и в ущерб международному», – сказал он.

Аншаков прогнозирует рост числа шоп-туров за рубеж тех людей, которые раньше покупали тот же товар из-за границы по интернету. Либо потребителю останется платить втридорога в российских интернет-магазинах.

Он сообщил также, что уже подана заявка в московскую мэрию на проведение митинга «За свободу торговли в интернете» на 8 февраля на Болотной площади. В интернет-сообществах также обсуждалась другая дата – 1 марта. Некоторые высказывали опасения, что из-за Олимпиады в Сочи митинг в феврале могут не согласовать. Но Аншаков дал понять, что остановились, в конце концов, на 8-м числе.

В АКИТ ответили на обвинения общественника. PR-директор организации Евгения Лампадова заявила газете ВЗГЛЯД, что там удивлены словами Аншакова и не усматривают никакой связи между своей инициативой по снижению порога пошлины на ввозимый товар с решением перевозчиков не доставлять грузы в Россию.

Исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин в свою очередь заявил, что решение о прекращении доставок посылок принято компаниями, входящими в другую отраслевую ассоциацию. «Надеемся, что оно не скажется негативным образом на клиентах данных компаний, равно как и на индустрии экспресс-доставки товаров физическим лицам», – добавил он.

По словам Жигулина, в России действует самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза товаров – 1 тыс. евро в месяц на человека для собственных нужд. В странах ЕС – 22 евро.

«Такими условиями пользуются недобросовестные предприниматели, перепродавая ввезенные беспошлинно товары на территорию России. Законопослушным игрокам становится невыгодно вести бизнес в России, а вновь появляющиеся предприниматели вынуждены сразу уходить в серую зону, не выдерживая ценовой конкуренции», – сказал он.

Но есть и другие мнения. Так, директор по маркетингу компании InSales Артем Соколов заявил газете ВЗГЛЯД, что «все заградительные меры, которые государство стремится создать, видимо, с посыла крупных российских магазинов либо отраслевых ассоциаций», вряд ли приведут к положительному результату. У эксперта есть подозрение, что из-за них «серого» товара станет даже больше. Потому что, если по официальным каналам доставка покупок из-за рубежа усложнится, логично предположить, что появятся другие каналы.

Вместе с тем Соколов считает, что возникшая проблема касается весьма небольшой прослойки людей. По его словам, такие покупки делают в основном только жители Москвы, Петербурга и нескольких городов-миллионников. Остальным жителям России должно быть все равно.

Напомним, в 2013 году правительство неоднократно заявляло о стремлении более тщательно контролировать интернет-покупки россиян за рубежом. Так, в декабре прошлого года правительство предложило ограничить беспошлинный ввоз в страну товаров, который сейчас составляет 1 тыс. евро. Минфин тогда посчитал, что планку надо снизить до 150 евро, а МЭР – до нескольких сотен евро. По мнению властей, эту цифру необходимо привести в соответствие с едиными стандартами правил стран Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана. К примеру, в Белоруссии эта пошлина составляет сейчас 120 евро.

Накануне в правительстве дали понять, что пока до конца не ясно, как поступить в этой ситуации. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что меры по контролю за интернет-торговлей обсуждаются, а принять какое-то решение планируется до 11 февраля.