Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 января 2014, источник: Ведомости, (новости источника)

«Ростелеком» один за всех

Депутаты Госдумы согласились с предложением Минкомсвязи назначить единственного поставщика универсальных услуг связи на 10 лет. Скорее всего, это будет государственный «Ростелеком»

Госдума утвердила проект поправок в закон «О связи», предлагающий в течение 10 лет все средства резерва универсальных услуг связи перечислять одному оператору. Как следует из имеющихся у «Ведомостей» поправок, подготовленных согласительной комиссией, этот оператор должен будет взять на себя поддержку всей инфраструктуры универсального обслуживания, а также покрыть сетями широкополосного интернет-доступа (ШПД) все населенные пункты с населением до 250 человек.

Теперь проект поправок поступит в Совет Федерации, а если тот утвердит его — на подпись к президенту. Если поправки будут приняты, то государство заключит с единым оператором 10-летний контракт на сумму около 150 млрд руб., сообщило Минкомсвязи.

Универсальными услугами связи называются такие, которые должны быть доступны всем жителям России по приемлемым ценам. Сейчас таких услуг только две — возможность позвонить по таксофону и войти в интернет из пункта коллективного доступа. Однако еще несколько лет назад в Минкомсвязи возникла идея добавить к этим услугам еще ШПД.

По данным министерства, населенных пунктов, в каждом из которых проживает не более 10 000 человек, в России 17 500. Доступ к интернету и мобильной связи отсутствует в 1343 из них. Это малые города и села, сосредоточенные в основном в Ставрополье, Башкирии, Новосибирской области, Дагестане и Карачаево-Черкесии. Еще в 6725 населенных пунктов есть сотовая связь, но нет интернет-доступа — ни проводного, ни беспроводного. В конце 2013 г. уровень проникновения услуг ШПД в России составлял 55%. Минкомсвязи рассчитывает, что к 2018 г. возможность подключения к ШПД появится у 97% населения страны.

В универсальный резерв все российские операторы перечисляют по 1,2% выручки от оказания услуг связи — всего за год набирается около 15 млрд руб. До сих пор эти средства Федеральное агентство связи (Россвязь) распределяло между 21 универсальным оператором. Среди них «Ростелеком», «Сетьтелеком», «СПб таксофон», «Вэб медиа сервисез», «Интеллектуальные системы и технологии», КБ «Искра», «Башинформсвязь», «Такс телеком», «Новые телекоммуникации Ингушетии», «Таттелеком», «Почта России».

По новой схеме все эти средства достанутся одному оператору — скорее всего, «Ростелекому», говорят собеседники «Ведомостей» в федеральных ведомствах и несколько сотрудников оператора. Представитель Минкомсвязи это не комментирует, а представитель «Ростелекома» говорит лишь, что этот оператор обладает необходимыми опытом и инфраструктурой и готов выполнить работу, если предложение поступит.

Первые контракты с операторами на оказание универсальных услуг связи подписывались еще в 2006-2007 гг., напоминает гендиректор «Сетьтелекома» Сергей Пехтерев. В 2010-2011 гг. были объявлены новые конкурсы — пятилетние — на работу в части регионов, но затем у регулятора возникла идея расширить состав универсальных услуг, конкурсы были отложены, и операторам начали продлевать прежние контракты. В последний раз, в конце 2013 г., их продлили только на один квартал, так что уже начиная с 1 апреля 2014 г. «Ростелеком» может взять на себя функции всех универсальных операторов, резюмирует Пехтерев. Правда, для этого государству необходимо срочно разработать специальный детальный контракт для госоператора, обозначив в нем все населенные пункты, которые должны быть подключены к универсальной услуге; успеют ли это сделать — большой вопрос, говорит он. Для «Сетьтелекома» отключение от резерва универсального обслуживания не станет проблемой, надеется Пехтерев: из резерва этот оператор получил в прошлом году всего около 50 млн руб., а вся годовая выручка «Сетьтелекома» превысила 1 млрд руб.

У гендиректора КБ «Искра» Андрея Ромулова предложенные поправки вызывают вопросы. Исходя из них, отныне государство должно не возмещать убытки операторов, оказывающих универсальные услуги, как раньше, а обеспечивать универсальному оператору нормативную прибыль — это потребует либо увеличения средств резерва, либо сокращения объема услуг. Кроме того, не совсем понятно, как производились расчеты, говорит Ромулов. Только для того, чтобы протянуть оптоволокно до каждого из 6725 населенных пунктов с населением свыше 250 человек (при стоимости километра оптики примерно в 300 000 руб. и среднем расстоянии от магистральной линии связи до населенного пункта в 100 км), нужно 201 млрд руб. При такой стоимости вообще встает вопрос о целесообразности прокладки оптоволокна, считает Ромулов, ведь есть и другие, менее затратные технологии, например спутниковая связь с выходом на сеть WiFi. А отсутствие конкуренции между операторами рынка плохо скажется как на самом рынке, так и на абонентах, добавляет он. В структуре доходов самого КБ «Искра» поступления из резерва универсального обслуживания составляют около 20%.