Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Сколько на самом деле мартышек в Удаве из «38 попугаев»?Помните первую серию кукольного мультсериала, в которой животные думают, как измерить рост Удава?
3 февраля 2014, источник: Ведомости, (новости источника)

Якунину мешают пустые вагоны

Президент РЖД Владимир Якунин предлагает ввести тарифы на перевозку порожних вагонов, которые стопорят движение на железной дороге

«Мощности железных дорог все больше используются для перемещения порожних вагонов, а не грузов», — пишет президент РЖД Владимир Якунин в письме премьеру Дмитрию Медведеву от 22 января (копия есть у «Ведомостей»).

В 2013 г. по сети РЖД ездит на 35% меньше груженых вагонов, чем в рекордном по этому показателю 1988 году (в границах РСФСР), а порожних — на 3% больше, приводит статистику Якунин.

Виной всему частные компании. Они, «пользуясь отсутствием нормативных рычагов влияния на ситуацию, беспрепятственно размещают» порожние вагоны на путях РЖД, а потом предъявляют монополии претензии за несвоевременную доставку грузов, негодует Якунин. В первой половине 2013 г. клиенты РЖД предъявили монополии иски на общую сумму 4,8 млрд руб., следует из материалов компании. В 2012 г. РЖД резервировала под иски 6,5 млрд руб. В 2013 г. парк грузовых вагонов достиг рекорда в 1,2 млн — это на 29% больше, чем в докризисном 2007 году, пишет Якунин. При этом погрузка в сравнении с 2007 г. уменьшилась на 8%. В 2013 г. погрузка в сравнении с 2012 г. упала на 2,8% до 1,2 млрд т.

В январе этого года без движения оставлено более 1200 поездов, говорится в письме Якунина. В одном грузовом поезде в среднем 55 вагонов. Выходит, число порожних вагонов на сети — 66 000 шт., или 5,5% от парка. Но чтобы перевезти заявленные грузы, нужно всего 900 000 вагонов, считает Якунин.

Бороться с большим числом брошенных вагонов президент РЖД предлагает за счет введения платы за простой частных вагонов, которая ограничит использование инфраструктуры для размещения порожних вагонов и компенсирует РЖД технологические потери. Еще одна мера — разрешить РЖД за счет оператора перемещать невостребованные вагоны на специальные станции платного отстоя или к местам приписки на пути необщего пользования. И наконец, Якунин предлагает сократить порожний пробег за счет тарифных механизмов, а также передать единому перевозчику не менее 30% парка универсальных вагонов (см. врез). Никаких расчетов президент РЖД не приводит.

Сейчас плата за перевозку порожнего вагона составляет примерно 30% от платы на перевозку груженого, рассказывают сотрудник крупного оператора и сотрудник крупного грузоотправителя. Есть и плата за простой вагонов, которая рассчитывается в зависимости от срока и того, на какой станции стоит вагон, говорит сотрудник компании-оператора. Цена суток простоя может доходить до 700 руб. — это сопоставимо с платой за аренду полувагона, отмечает собеседник «Ведомостей». Право на перемещение порожних вагонов на станции приписки РЖД включала в регламент перевозок, принятый в начале 2013 г., но против выступили операторы и ФАС — документ не вступил в силу.

Из предложений Якунина не понятно, чего он хочет добиться, говорит собеседник «Ведомостей»: изменения системы тарифообразования или просто повышения платы на порожний пробег и простой вагонов. В любом случае это негативно скажется на перевозках — операторам придется переложить нагрузку на грузоотправителей, резюмирует сотрудник компании. С представителями крупнейших операторов (ПГК, ФГК) связаться не удалось.

После решения правительства заморозить тарифы естественных монополий на 2014 г. РЖД пытается найти дополнительные источники дохода. В 2013 г. выручка РЖД должна была составить 1,22 трлн руб., а чистая прибыль — 300 млн руб., говорится в материалах компании. В 2014 г. убыток может достичь 60 млрд руб., выручка составит 1,26 трлн руб., прогнозировала монополия.

Премьер поручил заместителю Аркадию Дворковичу и министру транспорта Максиму Соколову «проработать предложения» РЖД и «внести проекты решений (в необходимом случае)», говорится в материалах правительства. Комментарии от РЖД, Минтранса и представителя Дворковича получить не удалось.