Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 августа 2014, источник: "Российская газета"

Сибиряки потребовали вернуть деньги за сгоревшие туры

На днях список банкротов пополнила еще одна, уже седьмая по счету, туристическая фирма. В самый разгар летнего сезона от недобросовестных операторов пострадали тысячи российских отпускников, в том числе и сибиряки. Рассчитывать, что они смогут полностью вернуть свои деньги, не приходится.

Источник: "Российская газета"

По данным омских правозащитников, в настоящее время только в одну страховую компанию от жителей региона, отдых которых оказался испорченным, обратилось более тысячи человек. Они заранее спланировали поездку, полностью рассчитались за путевки. Но вместо того чтобы паковать чемоданы, теперь вынуждены атаковать офисы турагентств и заниматься тяжбами.

— Мы с мужем планировали отдых в Турции. Путевки оказались настолько дешевыми, что решили взять с собой и дочь. В агентстве нам еще и приличную скидку предложили. Как не согласиться? А теперь вот кусаем локти: тур отменен, а возвращать нам деньги никто не торопится, — рассказала Марина Звонникова.

Истории обманутых омичей разные, но кое в чем схожи. Только сейчас, толпой осаждая офисы туристических фирм, они начинают понимать, что неоправданно низкие цены и суперскидки, должны были их не обрадовать, а насторожить. Ведь при такой щедрости предприятие просто не может быть рентабельным. Однако на тот момент потенциальные туристы испытывали лишь удовольствие от выгодной сделки. При этом многие даже не удосужившись внимательно почитать договор, удостовериться в наличии печатей и кассовых документов. Кое-кто даже умудрился купить путевку не в офисе оператора, а у так называемого мобильного агента: встретились в кафе, выбрали отель с помощью мобильного Интернета и ударили по рукам. Ни чека, ни страховки, ни визитки. Только сомнительного вида распечатка, которой никому ничего не докажешь.

Впрочем, специалисты полагают, что невнимательность клиентов — не главная причина очередного всплеска мошенничества на рынке туристических услуг.

— То, что произошло, довольно драматично, но вполне закономерно, — считает представитель НП «Профессионалы омской туриндустрии» Сергей Савостьянов. — Аналогичная ситуация уже наблюдалась три года назад. Однако тогда показательные процессы не состоялись, и скандал благополучно замяли. Только депутаты Госдумы торопливо приняли закон, который оказался сырым, позволяющим крупный операторам дробиться, создавать фирмы-однодневки, уходить от налогов и выстраивать пирамиды. И то, что сегодня произошло, — лишнее тому подтверждение.

По словам начальника управления по развитию туризма минкультуры Омской области Михаила Гизбрехта, ситуация обострила и вопросы государственного регулирования отрасли. Туроператоры, пущенные в свободное рыночное плавание, в настоящее время практически никем не контролируются. Отсутствие законных рычагов не дает возможность наладить такой аудит и на уровне регионов. В результате многие фирмы выстраивают свою деятельность по сомнительным договорам, не отвечают за действия иностранных коллег, используют серые схемы, не платят налоги и подводят клиентов.

Одним из катализаторов внезапного обвала, по мнению аналитиков, стал также ввод ограничений на выезд за границу представителей силовых структур. Еще совсем недавно они надежно обеспечивали турфирмы постоянными заказами, как правило, бронируя туры заранее. Только в Омской области число таких заказчиков составляло порядка ста тысяч человек. В этом году, после введения регламента, они разом стали возвращать путевки, требуя назад свои деньги. В частности, это «подкосило» крупнейшую питерскую турфирму, специализирующуюся на организации иностранного отдыха людей в погонах.

Так или иначе, но отечественные законодатели уже готовят поправки в ФЗ № 132 об основах туризма.

— Новая редакция закона поможет сделать деятельность коммерсантов прозрачной, даст возможность Ростуризму и регионам контролировать ситуацию, ужесточит требования к чартерным перевозчикам, — считает Михаил Гизбрехт. — Еще одна новация — уже в обозримой перспективе будет сформирован реестр надежных туристических фирм, к которым можно будет обращаться без риска оказаться вместо лазурного побережья у разбитого корыта.

Эксперты полагают, что новых потрясений на рынке туруслуг в ближайшее время уже не будет. К делу подключились силовые ведомства, поэтому мошенники вряд ли рискнут воспользоваться теми же схемами. Часть недобросовестных игроков вообще покинет рынок. Тем более что спрос на путевки упал на двадцать процентов и продолжает движение вниз.

На этой волне операторы начинают активно предлагать сибирякам альтернативный отдых на курортах Крыма и Краснодарского края. Говорят, и цены на путевки здесь вполне приемлемые. Правда, есть одна проблема — неподъемная стоимость перелета. Например, чтобы добраться по воздуху из Омска в Крым и обратно, придется выложить не менее тридцати тысяч рублей на человека. Можно, конечно, доехать и дешевле, на поезде. Но для этого восемь дней отпуска придется провести в стесненном пространстве железнодорожного вагона.

Комментарий

Игорь Пушкарь, председатель правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования:

— Очевидно, что клиенты «Лабиринта» и других лопнувших туристических фирм не возместят все свои убытки. В лучшем случае вернут лишь часть. Арифметика здесь простая. В страховой компаний гражданская ответственность фирмы перед туристами застрахована на 160 миллионов рублей, а заявлений в подано на сумму более одного миллиарда. И она еще может возрасти. Страховщики свои обязательства, конечно же, выполнят. Однако каждый из пострадавших получит лишь десять-пятнадцать процентов от средств, потраченных на путевку. Проблему могли бы снять поправки в закон об основах туристической деятельности, обязывающие оператора страховать риски каждого клиента на всю потраченную на отдых сумму. Возможно, это скажется на стоимости путевок, но зато люди смогут гарантированно отдохнуть либо, в случае форс-мажорных обстоятельств, получить полноценное возмещение ущерба.