Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 августа 2014, источник: Ведомости

Рекламу оставили в крупных городах

Минкомсвязи уточнило определение бесплатных каналов, которые со следующего года смогут показывать рекламу. Работать с рекламодателями дальше будут только эфирные каналы с частотой в крупных городах

Продавать рекламу с 1 января 2015 г. могут обязательные общедоступные общероссийские каналы, которые входят в первый мультиплекс, а также каналы, имеющие эфирные лицензии, выданные Федеральной конкурсной комиссией (ФКК), указано в разъяснение Минкомсвязи, опубликованном в пятницу на сайте министерства. Остальные каналы будут зарабатывать только на платежах абонентов.

Запретить рекламу на так называемых платных каналах с 1 января 2015 г. решили депутаты Госдумы, которые летом приняли соответствующие поправки в закон «О рекламе». Платными каналами не являются общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории России с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания, указано в поправках. Сами каналы называли такое определение слишком расплывчатым, из него было непонятно, считаются ли платными каналами те, которые получают деньги за распространение от операторов, или те, что входят в платные пакеты для абонентов (таких подавляющее большинство).

Первое объяснение в середине июля выпустил Роскомнадзор. Фактически служба исходила не из бизнес-модели канала, а из его лицензии: платными она решила считать всех, у кого нет эфирной частоты. Сейчас, по подсчетам службы, в России действует 3642 ТВ-лицензии и почти треть (1400) — это неэфирные каналы. Потенциально это позволяло телекомпаниям быстро оформить эфирную лицензию и продолжить продавать рекламу. Но в конце июля Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) по просьбе Роскомнадзора вчера ввела мораторий на присвоение новых эфирных ТВ-частот в России, так что эта лазейка была быстро закрыта.

Новое объяснение от Минкомсвязи еще больше сокращает число бесплатных канало: далеко не все эфирные лицензии выдавались на основе решения ФКК. Эта комиссия занималась только лицензиями на частоты в крупных городах (сначала в городах с населением более 200 000 человек, а потом с населением более 100 000 человек), где частоты раздавались только по конкурсу. В остальных населенных пунктах телеканалу достаточно было найти свободную частоту и оформить на нее разрешение, решение ФКК для этого не требуется. Последний раз конкурс на аналоговую ТВ-частоту проводился в 2007 г. или в 2008 г., рассказал «Ведомостям» источник, близкий к комиссии.

При продаже ТВ-рекламы показы в городах с населением менее 100 000 человек не учитываются, поскольку аналитическая компания TNS такие города в своей панели не считает и, соответственно, телеканалы этих зрителей не «видят», напоминает заместитель министра связи Алексей Волин, поэтому в любом случае зарабатывают на рекламе каналы, которые вещают в крупных городах. Лицензии на основе решений ФКК позволяют такие каналы вычислить. Кроме того, в законе указано, что платными каналами не являются те, что распространяются на территории России с «использованием ограниченного радиочастотного ресурса», напоминает замминистра, а в небольших населенных пунктах достаточно много свободных частот.

Из крупных каналов новое разъяснение не меняет ситуацию, к примеру, для РБК — у этого канала есть частота в Новосибирске, оформленная по итогам конкурса, поэтому он останется в списке бесплатных. Показывать рекламу сможет и новый канал холдинга CTC Media — CTC Love. Недавно ФКК разрешила переоформить на этот канал одну из старых эфирных лицензий другого канала CTC Media в крупном городе, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к комиссии. Представитель CTC Media в выходные был недоступен для прессы.

Зато проблема может возникнуть у канала Lifenews (входит в News Media Арама Габрелянова). Этот кабельно-спутниковый канал в последний момент, до введения моратория ГКРЧ, смог получить эфирную лицензию в небольших населенных пунктах в нескольких регионах России. Решение ФКК для этого не потребовалось. Волин подтвердил «Ведомостям», что в такой ситуации пока Lifenews подпадает под определение платного канала и не сможет показывать рекламу. Впрочем, источник, близкий к ФКК, говорит, что не видит проблем с тем, чтобы комиссия приняла положительное решение по лицензии Lifenews, каким образом может быть оформлено такое решение, он не объяснил.