Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 августа 2014, источник: NewsKo, (новости источника)

«В России нет бесперспективных регионов»

Участники состоявшегося в «Демидково» Всероссийского конгресса по развитию туристической индустрии уверены: будущее туризма — в провинции

Источник: NewsKo

Конгресс, организованный Пермским отделением Российского союза туриндустрии (РСТ) и поддержанный Министерством физической культуры и спорта Пермского края, так и назывался — «Развитие туриндустрии в регионах». Однако разговор вовсе не исчерпывался заявленной темой.

Не секрет, что, как ни развивай внутренний и въездной туризм, основной доход профессионалам приносят всё-таки туры за рубеж, и проблема демпинга и банкротств туроператоров волновала подавляющее большинство слушателей.

Были на конгрессе и практические семинары. Например, участники подробно обсудили технологию создания сайта туристической компании и технологию продаж туров в кредит.

И всё же главной темой оставалось развитие туризма в российских регионах. Как оказалось, в Пермском крае для этого кое-что делается и ещё больше планируется сделать, однако до Татарстана и Бурятии Прикамью пока далеко.

Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности:

— В России настоящими центрами туризма являются только Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край, а для остальных регионов тема конгресса по-прежнему актуальна. Успешными можно назвать Татарстан, точнее, его столицу Казань и Бурятию — благодаря Байкалу. Однако в России нет бесперспективных с точки зрения туризма регионов. Всё зависит от методов продвижения. Карелия уже сейчас от туризма получает больший доход, чем от деревообрабатывающей промышленности.

В 2013 году россияне совершили 18,5 млн туристических поездок за рубеж и 35 млн туристических поездок внутри страны. При этом существует тенденция снижения первых и роста вторых: за год количество выездов за рубеж сократилось почти на 15%, а внутренний туризм вырос на 12%.

Тормозом развития внутреннего туризма по-прежнему являются инфраструктурные проблемы, которые бизнес сам не решит. Единственный путь раз­вития внутреннего и въездного туризма — государственно-частное партнёрство.

Наиболее привлекательным и перспективным с точки зрения как туристов-соотечественников, так и гостей из-за рубежа Юрий Барзыкин считает экологический и экстремальный туризм. Кроме того, он уверен, что шансы на успех имеет только комплексное предложение, в котором тщательно дозированы основная цель и бонусы: например, тур по Строгановским местам плюс рыбалка или йодобромное лечение в санатории «Демидково» плюс Пермский театр оперы и балета.

Есть и другие важные тенденции: например, развитие онлайн-продаж, увеличение молодёжного туризма, в том числе за счёт государственных средств.

Спикер напомнил участникам конгресса, что, по данным ВЦИОМ, 49% россиян вообще не путешествуют — нет денег. По мнению профессионала, это резерв, который надо «раскручивать»: часть из этих людей вовсе не бедные, просто так распределены приоритеты — сначала шуба (или машина), «а потом куда-нибудь поедем». Такой контингент, по мнению Барзыкина, можно «подтянуть», например, благодаря корпоративным экскурсиям, которые становятся всё более популярными.

Юрий Барзыкин считает, что при наличии прекрасного потенциала Пермскому краю не хватает планомерной презентационной работы. Надо активно участвовать во всех мероприятиях федерального уровня: конгрессах, выставках, государственных программах.

Министр физкультуры и спорта Пермского края Павел Лях, выступавший вслед за Барзыкиным, ответил, что "мы — на старте системной работы по развитию туризма". По словам чиновника, уже создан совет по развитию туризма и специальное подразделение в рамках министерства, принята краевая программа. Готовится укрупнённый продукт для участия в федеральной целевой программе по развитию туризма. Для этого, по словам Ляха, со всех муниципалитетов собираются сведения об интересных объектах и пожелания по улучшению инфраструктуры. Так, уже известно, что одним из пунктов укрупнённого продукта станет строительство автодороги до Вишерского заповедника — объекта повышенного внимания со стороны туристов, куда сейчас можно добраться только по реке или вертолётом.

Выработаны три основных направления вложения средств в развитие туризма: Кама и города на Каме; Горнозаводский Урал и активный отдых — сплав, лыжи; Кунгур и Суксун — это направление сочетает курортное лечение в Ключах и познавательные экскурсии. Основу этой концепции готовил коллектив кафедры туризма Пермского классического университета.

Кроме того, планируется включение в краевой бюджет субсидий муниципалитетам на развитие туристической инфраструктуры и бизнесменам, развивающим туристические сервисы. Активизируется информационно-имиджевая работа: с сентября начнётся государственное финансирование информационно-туристических центров, паспортизация маршрутов, установление туристической навигации на них.

Выступление Ляха дополнил краевой министр сельского хозяйства Иван Огородов, который сообщил, что его ведомство создаёт систему преференций для фермеров, развивающих агротуризм, строящих гостевые домики и т. д. Отдельная финансовая помощь будет оказываться тем, кто обустраивает пруды, реставрирует храмы и т. п. Краевой минсельхоз намерен помочь туристической индустрии и благодаря участию в федеральной программе «Сельские дороги».

По мнению Ивана Огородова, в географическом отношении основные направления вложения средств в развитие туризма — это Ильинский, Кунгур и Оханск вместе с Очёром. В Кунгуре предлагается местным фермерам «встать» со своими бизнесами на трассе, ведущей к Ледяной пещере, в Оханске предполагается открыть лечебно-развлекательный пантоцентр на базе единственного в регионе хозяйства по разведению маралов «Оленья застава», а также развивать хозяйство «Оханская подкова».

Слова обоих министров вызвали поток вопросов со стороны представителей туристических агентств края. Так, исполнительный директор АНО "Предуралье" Галина Теклюк поинтересовалась, как быть с памятниками природы Пермского края. Такие объекты, как Каменный город, скала Ермак, водопад Плакун, гора Колпаки, и подобные привлекают тысячи туристов, дохода от них нет ни копейки, а ущерб природе огромен. Взять скалу в аренду невозможно, а ведь если организовать автостоянку, подвоз дров, кемпинг, специальные костровые места, туалеты, территория не захламлялась бы, а компания, управляющая инфраструктурой, могла бы получать доход и платить налоги.

Галина Теклюк, исполнительный директор АНО «Предуралье»:

— Эти объекты пользуются массовым спросом, но территория используется варварски, благоустройством занимаются лишь энтузиасты. Мы благоустроили автостоянку у Ермака, проложили маркированные тропы, оформили смотровую площадку. А что делать дальше? Нет никаких законных оснований брать деньги с туристов, у администрации природного заказника нет денег на содержание инфраструктуры, у поселения — тоже…

Та же картина на сплаве. Стоянки — это ужас, хотя сплавные фирмы прибираются, как могут.

Надо на государственном уровне решать, как быть с такими объектами. Должны быть экологические сборы, экологические посты, медпункты, дежурство МЧС, торговля, туалеты, подвоз дров, контроль за костровыми местами, информационная инфраструктура.

Павел Лях считает, что проблему природных памятников, пользующихся массовым туристическим спросом, решит тот самый «укрупнённый продукт», с которым Министерство физкультуры и спорта Пермского края надеется войти в федеральную программу по развитию туризма в российских регионах.

Ещё одна проблема, которая мешает развитию внутреннего туризма и о которой с горечью говорили профессионалы туристического рынка, — это дороговизна путешествий по России. Перелёт Пермь — Москва зачастую дороже, чем чартер в Турцию или Египет. Юрий Барзыкин сообщил, что проблема старая и известная: за чартерные рейсы, в отличие от регулярных, не взимается НДС. Сейчас очень нелегко проходит инстанции законопроект «Об основах туристической деятельности», который предлагает решения проблемы. Однако он уже два года не может пройти через Госдуму.

Позитивный отклик вызвало выступ­ление Людмилы Сафоновой из Екатеринбурга, которая сформулировала принципы устойчивого развития туристической отрасли.

Людмила Сафонова, эксперт Ростуризма:

— Принцип лояльности. Нам нужно учиться доброжелательности: мы неприветливы, нелюбезны. Какая разница, как готовят в ресторане, если официанты не улыбаются?

Принцип порядка. Надо делать не то, что нам хочется, а то, чего от нас ждут. Необходима стандартизация и сертификация экскурсоводов, лицензирование туристических фирм. Сейчас оно добровольное, а должно быть обязательным.

Принцип обмена. У тебя с благодарностью берут, если ты с охотой отдаёшь. Эмоциональный обмен притягивает деньги.

Людмила Сафонова напомнила, что приоритеты любителей путешествий меняются: если раньше это было три S — Sea, Sun, Sand (море, солнце, пляж), то теперь это три L — Lore, Landscape, Leisure (национальные традиции, пейзажи, покой). Это вселяет надежду на прекрасное будущее туризма в российских регионах.

Наиболее образно основные принципы и проблемы российского туризма описал гость из-за рубежа.

Бернд Клаубе (Германия), международный эксперт в сфере туризма, автор книги «50 мест в России, которые необходимо посетить»:

— Я расшифрую слово «Туризм».

Т — транспорт, туалеты. Чистый поезд, хороший автобус, чистый, вежливый, приветливый водитель. Для Перми это особенно актуально, потому что ваш вокзал и ваш аэропорт — это настоящие бастионы, которые надо преодолеть. Я каждый раз объясняю это своим туристам. Что же касается туалетов, то вы сами всё лучше меня знаете. На трассе Пермь — Чусовой нет ни одного туалета, в который можно зайти, не теряя уважения к себе.

У — улыбка, уникальность. В Успенке мои гости плакали: «Как красиво!» Это пермская уникальность. Здесь есть очень много такого, чего нет нигде больше.

Р — рестораны. У вас много красивых официанток, это приятно, но ни одна не говорит по-английски! Это невозможно себе представить нигде, даже в Африке. Это просто стыдно. Нужно обучать людей, которые работают с туристами.

И — инициативы. Нельзя думать только о чаевых и делать только то, что оплачено. Надо по собственной инициативе помогать людям, которые приехали к тебе в гости и полагаются на тебя. Никогда нельзя говорить «нет». Если приходится в чём-то отказывать, надо делать это вежливо и изящно, эмоционально компенсировать отказ.

М — маркетинг. Надо думать о Японии и Китае. Сегодня во всём мире ездят по туристическим объектам именно жители этих стран. Если о Перми узнают в Китае, у вас будет стабильный туристический поток.

Немецкий эксперт забыл про букву «З» в слове «туризм». Коллеги решили, что это, должно быть, «забота». Эксперт не возражал.